Найти тему
Познающий

Селфи: мало кому они нравятся, но почти всё их делают. Как мы воспринимаем селфи других людей и как воспринимаем свои?

Оглавление

На вопрос, что им больше нравится: селфи или обычные фотографии, большинство пользователей ответит — обычные фотографии. Глядя на селфи людей мы видим в них нарциссическое поведение, но при этом сами не прочь сделать пару фоток на фронтальную камеру. Как объяснить этот парадокс?

Согласно статистике Google, пользователи Android ежедневно делают 93 миллиона селфи. В 2013 году слово «селфи» было официально внесено в Оксфордский словарь английского языка, а с 2012 по 2014 год использование этого слова в английском языке увеличилось на 17 000%.

🤳 Почему люди делают селфи?

Исследования, в ходе которых пользователей социальных сетей спрашивали о причинах публикации селфи (например, Sung et al., 2016), показывают, что одним из мотивов является желание привлечь внимание и показать себя другим. Публикация ваших селфи также может иметь функцию общения и укрепления отношений с друзьями или развлекательную функцию. Некоторые признаются, что делают селфи для истории, например, на память о событии.

Публикация селфи включает в себя две формы самопрезентации. Одна из них — самореклама, то есть возможность представить себя другим как одарённого, умного и показать свои достижения. Вторая стратегия заключается в том, чтобы открыться другим, например, раскрыть свои эмоции, чтобы получить сочувствие, доверие или признание со стороны других. В отличие от саморекламы, открытость заключается не в том, чтобы представить себя с лучшей стороны, а в том, чтобы вызвать сочувствие через открытость и «естественную» самопрезентацию.

Пользователи социальных сетей отмечают положительные стороны селфи, например самостоятельность (возможность сделать снимок без посторонней помощи), контроль, возможность документирования, укрепление отношений с окружающими, получение удовольствия. Правда они же признают, что публикация селфи также может иметь негативные последствия, такие как иллюзия (создание искусственного мира), риск негативной реакции со стороны друзей и риск быть воспринятыми хвастунами или нарциссами.

Как мы воспринимаем селфи других людей и как мы воспринимаем свои?

Христофоракос и Дифенбах (2016) заметили в беседах с пользователями социальных сетей, что они подходят к селфи-фотографиям других людей немного иначе, нежели к своим.

Например, когда они говорят о себе, они говорят, что селфи для них — форма документирования, а когда они говорят о других, утверждают что их цель привлечь к себе внимание. Когда их спрашивают, почему они фотографируют себя, они указывают на практические причины, например, возможность сделать быстрое фото без посторонней помощи, а говоря о других, они указывают на их характеристики (например, нарциссические), утверждая, что люди, которые делают селфи помешаны на себе.

Наблюдение такого явления в качественном исследовании побудило учёных провести количественное исследование с участием 238 человек со средним возрастом 25 лет.

Респондентам предстояло ответить на 10 утверждений о 5 аспектах селфи:

  • самоирония («Мои/чужие селфи, часто смешные или самоироничные»),
  • аутентичность («Мои/чужие селфи показывают мою/их истинную личность»),
  • самопрезентация («Я/Другие люди используют селфи как средство самопрезентации»),
  • веселье («Я/Другие люди делают селфи для развлечения»),
  • ситуационная вариативность («Мои/чужие селфи разнообразны и зависят от ситуации).

Результаты подтвердили, что люди более благосклонно относятся к своим селфи, чем к тем же фотографиям, размещенным другими людьми. Собственные фотографии они оценили как более самоироничные и аутентичные, тогда как другие люди, по словам участников исследования, чаще выкладывали селфи для самопрезентации и для развлечения.

Многие люди негативно относятся к селфи — они считают их искусственными и служащими только для того, чтобы представить себя в лучшем свете, но при этом сами не прочь сделать пару фотографий себя любимых.

А зачем вы делаете селфи?