Найти тему

Грабли начинающего коуча в продвижении. Часть первая

Оглавление

инструкция о том, как из граблей вырастить дерево

Каким бы замечательным ни был коуч, о нём никто не узнает, если он не будет заявлять о себе. Этот факт Алеша уяснил для себя в самом начале пути. Продвижение в социальных сетях вызывает затруднения не только у начинающих коучей, но и у практикующих. Чтобы обезопасить их от ошибок, мы собрали целый букет граблей, на которые без устали наступают и бьются наши коучи на пути к клиентам.

О граблях рассказала Наталья Муратова: профессиональный коуч, методолог топ-коучей, наставник предпринимателей, кандидат педагогических наук. Наталья ведёт мастер-группы и курсы по методологии обучения. Она приняла приглашение клуба «Брокколи» и выступила с лекцией о лучшей семёрке грабель, а также поделилась способами, как вырастить из них деревья. Ведь все грабли, как утверждает Наталья, являются стимулом для нашего развития и помогают нам превращать слабые стороны в сильные. В общем, дорогие коллеги, можете не читать все, но найдите свои грабли и приступайте к выращиванию из них красивых деревьев!

Грабли 1 «Я начинающий коуч»

Как на них наступают
Начинающий коуч в самопрезентации делает упор на слово «начинающий» и обесценивает слово «коуч». Он настолько придавлен отсутствием у себя опыта, что не замечает тех знаний и опыта, которые у него уже есть. «Я только начинаю» – так он себя позиционирует. Вместо того, чтоб говорить: «Я уже могу и делаю!».

Когда они возникают
Часто эта проблема возникает у тех, кто из другой профессии переквалифицировался в коуча. При этом они незаслуженно игнорируют уже имеющийся опыт. А любой опыт и знания можно применить и в коучинге!

Как выглядит шишка от этих граблей
Коуч, который делает излишний упор на том, что он начинающий, рискует надолго и глубоко завязнуть в синдроме самозванца. Он может учиться всю жизнь, но так и не осмелиться применять знания на практике. Он будет искать тысячу отговорок, удерживая себя в состоянии «начинающего».

Как из этих граблей вырастить дерево
Чтобы выбраться из вязкого синдрома самозванца, важно обнаружить и признать не только наличие у себя опыта и знаний, но и найти им ценность в коучинге. Кому-то достаточно держать это в уме. Но лучше составить перечень своих сильных сторон и достижений и поставить их перед глазами, чтобы они ощущались более весомыми.

Это поможет коучу опереться на собственную базу и переместить фокус внимания от слова «начинающий» к слову «коуч». А со временем, если коуч будет не только учиться, но и внедрять знания, прилагательное «начинающий» и совсем отпадет. А на его месте появится другие прилагательные: «профессиональный» или «опытный».

Что будет в результате
Ряды коучей пополнятся еще одним помогающим специалистом, который будет уверенно стоять на своих профессиональных ногах, видеть свои сильные стороны. Он уже не будет бояться проявлять себя, и синдром самозванца будет угасать. Чем больше уверенных в себе и в своих способностях коучей, тем меньше вопросов и недоверия у клиентов к коучингу.

Грабли 2 «Беру любые запросы, работаю со всеми и всегда», «Беру всё, лишь бы дали»

Как на них наступают
Коуч берет всех клиентов, с каким бы он запросом ни пришел с целью расширения своей практики. Не исследует свою целевую аудиторию. У него то лайф-коучинг, то бизнес-запросы, то снова лайф. Одному клиенту он помогает с разводом, другому – с расширением производства.

Можно подумать, что раз это начинающий коуч, значит он тестирует! Но у подобного тестирования должны быть сроки, чтобы эти метания не превратились в вечный процесс. Они могут растянуться на годы и завершиться эмоциональным и профессиональным выгоранием коуча.

Когда они возникают
Когда коуч не разобрался в том, для кого он и в чем заключается его ниша. Поэтому он пытается угодить «и нашим, и вашим». А в результате его идеальный клиент, которому он мог бы помочь, так его и не находит, потому что коуч уже изрядно загружен.

Как выглядит шишка от этих граблей
Коуч не может найти «своих» клиентов и нишу, потому что у него просто не хватает на это времени и внимания! Он поглощен работой со всеми запросами сразу. Клиенты тоже не видят этого коуча: они вообще не понимают, с какими темами он работает, потому что список слишком широк. 

У такого коуча очень много всяческой работы и это неизбежно приведет к выгоранию. Не только из-за огромного объема, но и из-за работы с аудиторией и запросами, которые ему не интересны. Что может повлечь спад желания заниматься коучингом в целом и уход хорошего (но потерявшегося) коуча с рынка.

Как из этих граблей вырастить дерево
Задать себе вопросы, чтобы сузить нишу: «Кто я?, Для кого я?, Кому я могу помочь?, Что мне наиболее интересно?». Не стоит бояться концентрироваться только на каких-то конкретных запросах. Пусть это и отсечет клиентов, которые изначально были вам не нужны, но привлечет тех, кому вы действительно сможете помочь и сами получите удовольствие от работы.

Что будет в результате
Узкая специализация сделает коуча более узнаваемым. Ниша подразумевает определенные критерии выбора для клиентов, которые делают коуча «не для всех». И это нормально! Нишевание повышает вашу востребованность, а вместе с ней и уверенность в себе. Сарафанное радио и рекомендации хорошо работают в узких кругах, а значит больше шансов здесь найти «своего» клиента с запросом, с которым вы точно сможете помочь.

Грабли 3 «Вокруг так много крутых коучей, куда я еще?»

Как на них наступают
Оказавшись на рынке коучинговых услуг, начинающий коуч теряется. Он либо совсем перестает проявляться, ныряя под кресло. Либо делает это очень неявно и с очень низкими ценами. Тут его еще поглощает прокрастинация, которая возникает из-за понятного нежелания работать по слишком низкой цене и страха конкуренции.

Когда они возникают
Когда коуч в самом начале пути и воспринимает всю массу коучей конкурентами. Кажется, что очень сложно в этом красном океане супер-профессионалов и маститых мастодонтов найти себе место.

Как выглядит шишка от этих граблей
Как невидимый коуч под креслом с самыми низкими ценами на рынке! Какое у вас впечатление вызывает такая картинка? Как только вы подумали, что у вас не хватит сил и способностей выжить в кусачем океане конкурентов, на лице тут же проступил синдром самозванца. А значит есть риск покинуть рынок коучей, даже не попробовав в нем заработать. Демпинг стоимостей вызывает неприятные чувства не только у коуча к своей работе, но сомнения у клиентов. Будет ли профессионал ставить такие низкие цены за свои услуги?

Как из этих граблей вырастить дерево
Снова обратить внимание на свою нишу, целевую аудиторию и на то, нравится ли вам работать с теми запросами, с которыми вы работаете сейчас. Когда то, что вы делаете не зажигает, об этом не хочется говорить, и проявляться в соцсетях становится сложнее. Больше опирайтесь на свое узкое позиционирование, не растекайтесь на сторонние темы.

Если все же вам кажется, что именно для вашей ниши будет недостаточно клиентов, то Наталья Муратова рекомендует одну интересную технику. Зайдите в настройки рекламы Инстаграма, сформируйте нужную вам целевую аудиторию (пол, возраст, проживание, хобби) и вы увидите, что в одной только России потенциальных клиентов миллионы. Неужели среди этого изобилия к вам не придет ровно столько, сколько нужно для полного счастья?

Что будет в результате
Вы поймете кое-что важное. Что маститые мастодонты не такие уж страшные и им не нужны «ваши» клиенты. Поверьте, каждый занимается собой, а не разрабатывает план захвата вашей ниши. Наоборот, у многих крутых профессионалов можно поучиться, подружиться с ними и узнать побольше об их опыте. Но ни один мастодонт не является таким же, как вы. Никто не как вы! У вас своя изюминка общения, совершенно другая сила харизмы, опыт, который пережили только вы. Клиенты не приходят на картинку – они также ищут «своих».

Грабли
8392 интересуются