Объявлено о списке из 60 иностранных компаний, рекомендованных к национализации. Вроде правильно. Но все равно впечатление, что это все полумеры. Больше для пропаганды годится. Во-первых, там все больше сфера услуг: Макдональдс, ИКЕА и т.п. Не было их и если сейчас не будет – не много потеряем. Во-вторых, очевидно, что многие ушли не по своей воле, а под угрозой санкций. Наконец, в-третьих, эти компании создали свою структуру в России на свои же средства. Гораздо более интересно: а с нашими что? Там все хорошо и нечего менять? Все работают прекрасно, нет ни оффшоров, ни вывоза капитала, ни регистрации на далеких островах, ни сомнительных сделок? А ведь это куда больший кусок потенциала России. Который создавался не нынешними владельцами, а трудом и потом предыдущих поколений, а иногда и кровью. А кроме того, и получен сомнительным путем. Наверное, давно пора посмотреть-посчитать результаты работы.
Вспомним, как все начиналось. Госсобственность неэффективна, частник лучше всем управится, так как заинтересован. Поэтому давайте раздадим заводы в частные руки. Как на Западе. Все вроде верно, но действительность оказалась сложнее теоретических выкладок наших либералов. Выживет самый энергичный и умный, но оказалось, что это далеко не всегда толковый. Думали, что промышленность в результате возглавят Демидовы, Форды, Сикорские, а пришел А.И Корейко и Остап Бендер, потому что в процессе «прибрать к рукам» именно у них было преимущество. Оказалось, что завладеть заводом и развить производство – это разные вещи. Говорили, что новый владелец будет недосыпать, недоедать, лишь бы производство продвинуть, потому что это его личное. Оказалось, что можно просто поддерживать то, что есть, направив прибыль на свои утехи в виде яхт, замков и т.п. А то и просто распродать все ликвидное. Полученного все равно хватит на безбедную жизнь. В результате огромный кусок потенциала страны оказался работающим в первую очередь на личные интересы немногих, а уж потом на страну. Отсюда и все наши проблемы в экономике. Сырье качаем, денег много получается – зачем суетиться с его переработкой? Авиапром развивать – зачем суета и траты, если можно купить Боинг. Автопром – зачем, если можно просто купить иномарки. А конкуренции избежать можно не повышением качества, а простым увеличением пошлин. Отмазка находилась в виде: тяжелый инвестклимат, несовершенство законов и т.п. Спрошу просто: кто-то может представить себе такие условия, такие законы, при которых Абрамович вдруг продаст свой самолет и яхту, а Рыболовлев остров в теплом море и побегут вкладываться, ну скажем, в АвтоВАЗ? Я такого не представляю. Приватизация из способа поднять эффективность экономики превратилась в самоцель. Главное создать частного владельца, а уж как он работает – это дело десятое. То есть не верна оказалась сама идеология приватизации 90-х, а значит не верна и основа всей нашей экономики. И полумерами здесь не обойтись. Это как в 19-м веке пытались что-то сделать без отмены крепостного права.
Говорят, что капитализм сейчас. Хорошо, давайте посмотрим с позиций капитализма. Государство (не правительство, а именно страна Россия) вложило в проект капитализма вполне конкретные вещи: средства производства, ресурсы, даже готовую инфраструктуру - города, дороги, аэропорты. Будуший капиталист не имел ничего и мог вложить лишь свою энергию и талант. Само по себе это не мало. Но это совсем не значит, что он ими обладает или что талант именно тот, который нужен. Это первое. Второе: государство, как основной пайщик, должно получить доход больший чем у него был до этого. Иначе, зачем вся эта канитель с капитализмом. И не просто больший, а больший значительно. Потому как чтобы догнать мир, нужны ускоренные темпы. А кроме того вспомним историю: развал СССР, потрясения 90-х. Эти катаклизмы что, ради 5 или 10% прибыли? Смешно. Соответственно, если доход невелик, а тем более вообще нет, то и сам проект не нужен. Точка отсчета: доход, уровень жизни, производства времен СССР. Если он рост есть, то хорошо, если его нет, то ситуация недопустима. Например, часто слышим: такая то компания обеспечила столько миллиардов налогов. Ура, товарищи! Между тем вопрос надо ставить так: сколько государство получало с этих активов при СССР? Сколько получают в других странах? Если нынешний доход больше, то и компания имеет право на жизнь, если нет, то зачем она нужна? Подход вполне капиталистический. На сколько больше должен быть доход? Не знаю, но, во всяком случае, не меньше 30%. Спросите саму компанию: какую прибыль она считает приемлемой, чтобы вкладываться во что-то. Вот пример: «Уралкалий». При СССР был государственным, потом в руках Рыболовлева. Потом Рыболовлев из проекта вышел, поимев 4-5 млрд. А что с этого поимело государство? Логично, что доход должен быть минимум на 4-5 млрд больше, чем при СССР. Если нет, то это значит, что государство просто надули. И если какая-то теория это оправдывает, то к черту такую теорию и таких теоретиков. Потому что получается как в анекдоте: «пришел Иван к соседу и просит рубль взаймы. До лета, а летом отдам 2 рубля. В залог оставлю топор. Хорошо, говорит сосед, давай топор и вот тебе рубль. Но знаешь, наверное, тебе трудно будет летом сразу 2 рубля отдать. Поэтому давай, ты мне рубль сейчас отдашь, а рубль летом. Забирает одолженный рубль. Идет Иван к себе и думает: как так? Рубля нет, топора нет, рубль еще должен – и ведь все правильно!»
Таким образом, давно пора сделать инвентаризацию наших олигархов. Не с позиций «что делали», а с позиции «что должны были сделать». Что получило за 30 лет государство Россия - основной пайщик концессии под названием «капитализм». Если ничего или мало, то зачем те олигархи? Сырье качают? Так и без них качали. Банкиры, финансисты? Так и без них обходились. Чего-то строят? Так строили и без них. Наша «рыночная» система давно себя не оправдывает. Пора не упрашивать кого-то, а ставить задачи. Ты лес рубишь? Значит, обеспечь его глубокую переработку, вплоть до опилок и восстановления вырубленного. Ты нефть качаешь? Значит, обеспечь передовые технологии, наладь производство оборудования. Как – твои трудности. Укради, купи, сам придумай! Ты владелец Автоваза? Обеспечь регулярное обновление моделей на уровне мировых. Или хотя бы существенно дешевле. Если СССР мог, а ты нет, то зачем ты нужен. Ты авиакомпания? Значит, вкладывайся в российский авиапром, а не в Боинг. А до тех пор никаких тебе яхт и зарубежных счетов. Исходный принцип один: весь этот капитализм не для того, чтобы создать частных владельцев. Цель процесса – улучшить жизнь страны и народа, а капитализм только способ.