Во время парламентской Фронды брат шел на брата в буквальном и самом аристократическом смысле. В январе 1649 года Великий Конде, вставший на сторону королевы-матери, блокирует Париж. Засевших в столице фрондеров возглавляет его брат принц Конти.
ТИТУЛ ДЛЯ ВСЕГДА ВТОРОГО
Титул принцев Конти был создан в 1597 году королем Генрихом IV для своих родичей Бурбонов из более младшей линии. Они и так уже носили титул Конде – на тот момент здравствовал третий принц Конде, Анри II (отец Великого Конде).
Его дядя Франсуа, маркиз, формально младший в роду, был вторым сыном первого принца Конде. Вторым, всегда вторым. Как не захотеть стать первым? Например, первым принцем Конти. Вот он и стал им в 1597 году.
Франсуа скончался в 1614 году, не оставив законного наследника. Титул на время пропал из истории. Может быть он пропал бы навсегда, не появись в роду Конде еще один второй, которого захотели сделать первым.
У помянутого выше Анри II было трое детей. Дочь Анна Женевьева и двое сыновей, Луи и Арман. О дочке отдельный разговор. Примечательная особа. Пока же меня интересуют сыновья.
Луи, как старший, должен был наследовать титул принца Конде (и стал Великим Конде). А для родившегося в 1629 году Армана воссоздали титул принца Конти.
ГАДКИЙ УТЕНОК
Младший принц родился хилым и, о ужас, горбатым. Ну, не то чтобы прямо Квазимодо, но дефект вполне заметный. Солдат из него, как из старшего брата, явно бы не получился.
Что ж, для младших сыновей аристократии всегда открыта духовная карьера. Это и денежно, и почетно, и ни в коем случае не связывает личную жизнь. Аккурат в то время первым министром был небезызвестный Ришелье. Между прочим, тоже священник. И при этом герцог.
Посудите сами, плохо ли быть священником из семьи принцев крови – в 13 лет Арман стал аббатом весьма почтенного монастыря Клюни. Кроме того, он получил еще 7 аббатств. Да только на эти доходы можно было весьма неплохо прожить. А ведь имелись и другие, светские титулы и владения.
Впрочем, честолюбивому Арману этого было мало. Возможно сказывалась ревность к славе старшего брата. К 1646 году (смерть отца) тот выиграл уже три крупных сражения и являлся прославленным полководцем с блестящим будущим.
Хилого и горбатого аббата семейный совет решил оставить на обучении у иезуитов. Ну кто же с таким смирится? Да еще в 17 лет! Иметь столько денег и подчиняться уставу иезуитов. Хотеть власти и слушаться монахов.
ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Революция – это время возможностей. В августе 1648 года начинаются события парламентской Фронды. Изначально идет дипломатическая пикировка между парижским парламентом и королевой-регентшей. Уже здесь всплывает имя Конти. Парламент настаивает на вхождении в регентский совет принцев Орлеанского, Конде и Конти.
Анна Австрийская в ярости от требований плебеев. Тем не менее, в октябре подписывается согласованная декларация.
Помните, в «Двадцать лет спустя» мушкетеры похищают Мазарини, заставляют его подписать бумагу, а потом д’Артаньян везет бумагу королеве? Так это как раз о той самой декларации.
Как многие другие соглашения в истории, декларацию от 22 октября никто особо выполнять не торопился. В итоге дело дошло до открытого разрыва и вооруженного противостояния. Королевские войска под командованием Конде блокируют Париж.
Здесь-то и появляется на исторической сцене принц Конти, занявший пост главнокомандующего восставшего Парижа. В неполные 20 лет младший брат бросает вызов уже заслужившему славу старшему брату.
Даже без такого бестолкового командира как недавний аббат Конти фрондерам мало что светило. На стороне королевы были ресурсы всей страны, профессиональные наемники Конде и сам победитель при Рокруа и Лансе. Против городского ополчения этого уже много.
Конде выиграл несколько стычек, а затем и решающее столкновение 8 февраля 1649 года при Шарантоне. В конце концов, наиболее действенным оружием против Парижа стал голод. 1 апреля 1649 года парламент и Мазарини заключили мир.
ФРОНДА ПРИНЦЕВ
Далее начинается борьба принца Конде против Мазарини. Глава клана примирился с младшим братом и даже выхлопотал у регентши для Армана должность губернатора Шампани.
В январе 1650 года борьба двух претендентов на высшую власть в стране вступает в новую фазу. Мазарини отваживается на резкое действие – арестовывает Конде, Конти и их зятя (мужа сестры) герцога де Лонгвиль.
Однако кардинал просчитался. С арестом лидера противной партии сопротивление не только не ослабло, оно усилилось и даже перешло в стадию открытого мятежа. Мазарини уступает и в феврале 1651 года освобождает арестованных принцев.
В последовавшей гражданской войне Конти не совершил никаких подвигов. В 1653 году сдался регентше, был амнистирован и удалился в свой замок. В 1654 году бывший аббат женился на племяннице кардинала Мазарини. Интересно, что Великий Конде был женат на племяннице кардинала Ришелье. Прямо семейная традиция какая-то.
В последние годы жизни Конти не раз возглавлял армии (до 1659 года шла франко-испанская война). Правда, не одержал никаких особых побед. Был губернатором Лангедока. Оказывал покровительство труппе Мольера. Страдал венерическим заболеванием. Увлекался мистицизмом.
Скончался принц Конти в 1666 году, оставив двоих сыновей.
#александр дюма #20 лет спустя #история франции #история