Эти вопросы помогут вам отличить ложь от правды, а бесперспективные идеи от достойных внимания.
Образовательная онлайн-платформа Wabisabi Learning разработала таблицу-шпаргалку, которая позволяет максимально полно и корректно анализировать вызывающую сомнение информацию — будь то новости, предложения или идеи.
Шпаргалка представляет собой набор вопросов, через которые нужно прогнать волнующую вас тему. Как мутную воду через фильтр. Таким образом вы отсеете когнитивные искажения и личные эмоциональные реакции, которые мешают вам ясно увидеть ситуацию. Это поможет рационально оценить происходящее со всех сторон.
Для удобства анализа таблица разбита на шесть блоков. В них по 8 разноплановых вопросов. Чтобы задействовать , ответьте хотя бы на два из каждого блока в любой последовательности. Учтите: чем важнее для вас тема, тем больше вопросов стоит использовать. Будьте честны и объективны.
Как выглядит шпаргалка для развития критического мышления
Кто
- …выиграет от этого?
- …пострадает от этого?
- …принимает окончательное решение на этот счёт?
- …будет напрямую затронут?
- …ещё, как вы слышали, обсуждал эту идею или ситуацию ранее?
- …мог бы лучше других проконсультировать вас на этот счёт?
- …будет ключевыми персонами во всём этом?
- …заслуживает, чтобы эта идея была реализована?
Что
- …за сильные (слабые) стороны у этого есть?
- …будет, если этого не произойдёт?
- …можно предложить в качестве альтернативы?
- …могло бы быть удачным контраргументом против озвученной идеи?
- …можно назвать наилучшим (наихудшим) сценарием развития событий?
- …в этом самое важное (несущественное)?
- …можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
- …мешает осуществить идею?
Где
- …вы уже видели то же в реальном мире?
- …уже были реализованы похожие концепции (ситуации)?
- …это может быть востребовано больше всего?
- …в мире это может стать проблемой?
- …получить больше информации по теме?
- …можно найти помощь по вопросу, если она вам нужна?
- …находится финальная точка этой истории?
- …находятся те сферы (очертите их), улучшения в которых будут наиболее заметны?
Когда
- …это может быть приемлемо (неприемлемо)?
- …это могло бы быть полезным для общества?
- …это приведёт к проблемам?
- …будет лучшее время, чтобы это реализовать?
- …и при каких признаках вы поймёте, что достигли успеха?
- …и при каких обстоятельствах это может сыграть важную роль в вашей жизни?
- …на ваш взгляд, это начнёт приводить к полезным для вас переменам?
- …и при каких обстоятельствах вы решите, что вам нужна помощь?
Почему
- …вообще вы озаботились этой идеей или ситуацией?
- …это важно для вас (других людей)?
- …вы считаете это лучшим (худшим) сценарием развития событий?
- …это должно впечатлить хоть кого-то?
- …люди должны знать об этом?
- …без этого обходились так долго?
- …это станет возможным сейчас?
- …это нужно именно сейчас?
Как
- …это похоже на… (что-то уже известное)?
- …это может разрушить что-то уже существующее?
- …вы пришли к выводу, что можете этому доверять?
- …вы можете обезопасить себя, если что-то пойдёт не так?
- …это может принести пользу вам лично или другим людям?
- …это может навредить вам или другим?
- …дальше, на ваш взгляд, будут развиваться события?
- …вы можете повлиять на ситуацию, если вдруг что-то пойдёт не так?
Как пользоваться шпаргалкой
Многое зависит от того, какую именно тему вы хотите проанализировать. Выбирайте в каждом блоке те вопросы, которые больше всего соответствуют ситуации.
Пример 1. Вы хотите решить, стоит ли идти с любимым человеком в ресторан, чтобы отметить годовщину семейной жизни. С одной стороны, это торжественная дата. С другой — в мире пандемия, а в ресторане сложно соблюдать , да и другие факторы не располагают к празднику для двоих. Осмыслить ситуацию критически можно, например, таким образом.
- Кто от этого выиграет? — Вы с партнёром наверняка получите удовольствие от того, что смогли провести время в приятном месте вдвоём.
- Кто от этого проиграет? — Опять же вы оба. Счёт будет таков, что вам, возможно, придётся урезать другие траты в этом месяце.
- Кого может затронуть ваш поход в ресторан? — Возможно, вам нужно будет везти ребёнка к бабушке и дедушке. Не факт, что они придут от этого в восторг.
- Если вы не пойдёте в ресторан, как будут развиваться события? — Скорее всего, вы останетесь дома и проведёте обычный семейный вечер.
- Есть ли у этого более удачная альтернатива? — Да, возможно. Например, вы можете устроить пикник возле дома.
- Каким мог бы быть удачный контраргумент против идеи пойти в ресторан? — «Дорогая, мы сэкономим кучу денег и проведём время с ребёнком!»
- Почему вообще возникла эта идея? — Во-первых, годовщина. Во-вторых, вы давно не проводили время вдвоём. В-третьих, ваши отношения стали несколько , и вам хотелось бы их улучшить.
- Почему вы обходились без этого раньше? — Не могли себе этого позволить. Или ваши отношения и без того были прекрасными и не нуждались в улучшении с помощью походов в ресторан.
- Как можно обезопасить себя? — Разделить ответственность с партнёром. То есть вместе решить, стоит ли устраивать торжественный ужин.
Пример 2. Вы хотите проанализировать новую идею. Положим, стоит ли открывать магазин типа «Огород у дома» в спальном районе. Понять, имеет ли смысл за неё браться.
- Кто от этого выиграет? — Жители района, которые смогут купить помидоры и огурцы прямо у дома, без поездок на рынок. И вы, как конечный бенефициар проекта.
- Кто от этого проиграет? — Супермаркет неподалёку. Его владельцы потеряют некоторое количество клиентов и, наверное, будут недовольны. Кроме того, может пострадать ваша семья, поскольку бизнес поначалу отнимет .
- Что можно назвать наилучшим вариантом развития событий? — Ваш магазин будет востребован, и вы выйдете на прибыль уже через три месяца.
- Что можно назвать наихудшим вариантом развития событий? — У вас не будет покупателей. Потому что супермаркет сделает огромные скидки на фрукты и овощи, чтобы выжить конкурента (вас), и вы разоритесь.
- Куда можно обратиться за помощью насчёт этой идеи? — У вас есть знакомый, который уже открывал магазины в спальных районах. Надо позвонить ему.
- Почему без этого обходились так долго? — Потому что люди просто привыкли ходить на рынок, там дешевле.
- Что позволит этому произойти сейчас? — Вы нашли поставщика, который может дать такие скидки, что цены в вашем магазине упадут до уровня оптового рынка. Возможно, именно на это стоит делать упор, чтобы привлечь максимум покупателей.
- Как вы можете повлиять на развитие событий, если что-то пойдёт не так? — Для этого вам понадобятся профессионалы рядом: высококлассный бухгалтер, юрист, адвокат. Надо заранее озаботиться их поиском.
Разумеется, шпаргалка не даёт прямых и однозначных ответов. Она лишь помогает включить критическое мышление и в итоге использовать ситуацию, в которую вы попали, с максимальной выгодой и без потерь.
Читайте также 🧐