Найти в Дзене
Дачные заметки

Золото песчаной косы

Не забыта ещё в России профессия бурлака. Каждый сразу вспомнит картину великого русского художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге». К слову сказать, бурлаки были не только на Волге, а везде, где ходили суда и была нужда поднимать их на тяжёлых речных участках против течения. А уж вниз они сплавлялись своим ходом, увлекаемые самим течением.

Саратовская область, рассекаемая Волгой на две части и два мира – лесной и степной, особо хранит воспоминания о труде бурлаков, что, скрипя мускулами да бечёвками, мяли песок правого берега, поднимая тяжёлые суда-расшивы, напоминающие сегодняшние баржи, вверх по течению.

Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. При встречном приходилось напрягаться. Бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем!», которая обычно пелась для согласования сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Подобные исторические картины хранятся в коллективной памяти и одного из старейших саратовских сёл Золотое, что расположилось на правом берегу Волги. Подходя к нему, бурлаки непременно делали длительный отдых, основательно подкреплялись, собирались с силами.

Причиной тому была песчаная коса, отходящая от берега вглубь реки, образуя дальнюю мель. Вот и приходилось тянуть судно практически по речному дну. Многие не выдерживали и бросали работу. Купцы, хозяева товаров, в отчаянии обещали по золотому каждому бурлаку, если он поможет перетащить через песчаную косу расшиву.

Не ходят больше бурлаки по волжским берегам. Давно уже нет и старожилов села Золотое, которые могли бы сказать, что видели всё это наяву. Осталось только название, связавшее прошлое и настоящее, быль и небыль забытых времен.