"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров; у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные зрители, стоящие перед картиной".
Это слова ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ, который вслед за Якобом Беме утверждал, что природа есть "рукопись Бога", а дети - души цветов и растений.
Филипп Отто Рунге - художник, о котором у нас, в России, знают единицы, да и те немногие относятся к специалистам по немецкому искусству. От чего такая несправедливость я не знаю. Возможно потому, что ко всему немецкому у нас традиционно относятся с подозрением, если не сказать грубее.
А, между тем, именно Филипп Отто Рунге стал ПЕРВЫМ ХУДОЖНИКОМ, ВОПЛОТИВШИМ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НОВОЕ (на тот момент) РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ (Каспар Давид Фридрих сделает это чуточку позднее; и да романтизм зародился не во Франции - его родина Германия, Франция - это расцвет и феерия романтизма).
Рунге родился на севере Германии в небольшом городе Вольгасте. Он был 9-м ребенком в патриархальной, глубоко религиозной семье купца, владельца судовой верфи. Еще с детства, благодаря своему учителю - поэту и теологу Козегартену (позже у него учился и Фридрих) - Рунге приобщился к важнейшим литературным и культурным тенденциям эпохи, а именно к философским идеям Гердера, к поэзии "Бури и натиска" и Оссиана.
Позже, осознав, что торговля - не его конек, он отправился учиться в Копенгагенскую Академию, но классицизм и примат рисунка его не сильно вдохновляли. Окончив обучение Рунге обосновался в Дрездене, а там, недалеко от Дрездена, располагалась Йена, где сформировался кружок прогрессивных молодых романтиков (Новалис, Тик, Вакенродер, братья Шлегели). С ними то и сближается Рунге и под их влиянием отказывается от рационализма и подражания античным образцам, утверждая приоритет чувства в художественном творчестве и невозможность повторения уже готовых решений (то, чем по сути классицизм и занимался).
"ИСТОЧНИК ИСКУССТВА - НАША ДУША" (Рунге).
Что сформулировали Йенцы? Прогрессивную идеологию - ИДЕОЛОГИЮ СТРЕМЛЕНИЯ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ.
Именно на рубеже XVIII-XIX веков Германия переживает подлинное религиозное возрождение. "Христианство и Европа" Новалиса и "Речи о религии" Шлейермахера направлены против рационализма и неверия, и утверждают ИДЕЮ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ МИРА - основополагающая мысль для всего немецкого романтизма, в особенности для раннего. Здесь и натурфилософские концепции природы (когда посредством природы изображается Творец), и пантеистические представления о мире (единство Бога и природы).
"Только та религия истинна, которая открывается нам в камне и в сплетении мхов..." (Шеллинг)
Именно поэтому природа есть "рукопись Бога", а дети - души цветов и растений.
"Искусство раскрывает нам сокровища человеческой души" (Вакенродер) / "Искусство - это наша молитва" (Каспар Давид Фридрих) / "Иероглифом, божественным символом должна быть каждая подлинная картина" (Шлегель).
Поэтому все, что связано с ранним немецким романтизмом будет жутко интересное и невозможно многослойное. Глядите: "Портрет детей Хюльзенбек" (1805). Здесь Рунге изобразил троих детей своего друга в саду его загородного дома близ Гамбурга (он там, на горизонте виднеется, если приглядеться).
Почему именно сад? Потому что ДЕТСКИЙ МИР - это ЦВЕТУЩИЙ САД. Старшие дети везут по дорожке коляску с младшим ребенком, который смотрит на нас пристальным, совсем недетским взглядом. Пониженная точка зрения придает фигурам монументальность - перед нами маленькие гиганты. Столь же громаден и подсолнух, почти касающийся верхнего края холста. Помните? Дети - это души цветов и растений.
Поэтому дети всегда у Рунге будут изображаться рядом с цветами - сопоставление цветов и детей (детство, как и цветение - прекрасно, но быстротечно) есть символ чистоты и невинности, служит олицетворением естественной полноты жизни.
И сразу становится ясен философский смысл, виднеющегося вдали, Гамбурга - детский мир противопоставляется взрослому миру.
Дорога, по которой идут эти трое - их жизненный путь. Старшая девочка остановилась у ее поворота и обернулась назад, на младшего - она прощается с детством.
Или вот "Портрет родителей" (1806) - дань почитания и любви художника к своим родителям и, одновременно, выражение неотвратимости жизненного пути во времени, естественной смене поколений.
И, внимание, дети вновь аккурат рядом с цветами - их мир излучает неомраченную и естественную полноту жизни, он все еще ограничен и защищен взрослыми.
Старики - это гаранты детской безопасности (и всегда свидетельство мудрости).
Они вышли на дорогу - аллегория жизненного пути, но их путь ограничен, закрыт, стеной дома, тогда как детям открыт целый мир - гавань, виднеющаяся вдали.
А теперь нежданчик бонусом. Как вы думаете, кто практически напрямую цитировал Рунге много лет спустя? ОТТО ДИКС. Дадада!
Для сравнения вот вам "Нелли с игрушкой" (1924) Дикса и его же "Маму и Еву" (1935; т.е бабушку с внучкой).
Детство Нелли в самом разгаре - ее "обнимают" цветы. Тот самый цветущий сад, который есть детский мир.
Не менее эффектно подчеркнул Дикс и мудрость своей матери - ее морщинистая кожа перекликается с корой векового дерева. Женщина статична и никуда не стремится (потому что это закат жизни), тогда как Ева рвется в мир за пределами холста (восход жизни).
Гладкая румяная кожа девочки и, отмеченная временем, кожа бабушаи - два разных мира (взгляд героинь также направлен в разные стороны; и при этом старость здесь также выступает гарантом детской безопасности; забора нет, потому что Ева уже подросла и еще несколько шагов и она ворвется во взрослый, полный драм и сложностей мир; поэтому здесь нет сада - только цветок, аккурат, как и у Рунге в портрете детей - только подсолнух).
⠀
Но Дикс был бы не Диксом, поэтому есть здесь и ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ - мать художника удручена, ибо портрет написан в 1935 году, когда нацистские гонения все сильнее обретали свои обороты. А Нелли совсем не двусмысленно держит ярко алый цветок - именно в 1924 году нацистские идеи начинают активно витать в воздухе (в 1923 году состоялся знаменитый "Пивной путч" в одном из баров Мюнхена, когда Гитлер и генерал Людендорф попытались захватить власть в стране). Алый цвет - это предчувствие беды.
А Филипп Отто Рунге, к несчастью, ушел из жизни слишком рано, в 33 года (туберкулез). Но успел опубликовать свой трактат о цвете - исследование, которое он вел параллельно с Гете (последний высоко оценил работу Рунге и подчеркнул независимость его исканий). Главная идея - символическое значение цвета (привет Кандинский и Клее).