26,8K подписчиков

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров"

342 прочитали
Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.
Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров; у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные зрители, стоящие перед картиной".

Это слова ФИЛИППА ОТТО РУНГЕ, который вслед за Якобом Беме утверждал, что природа есть "рукопись Бога", а дети - души цветов и растений.

Филипп Отто Рунге - художник, о котором у нас, в России, знают единицы, да и те немногие относятся к специалистам по немецкому искусству. От чего такая несправедливость я не знаю. Возможно потому, что ко всему немецкому у нас традиционно относятся с подозрением, если не сказать грубее.

А, между тем, именно Филипп Отто Рунге стал ПЕРВЫМ ХУДОЖНИКОМ, ВОПЛОТИВШИМ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ НОВОЕ (на тот момент) РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ (Каспар Давид Фридрих сделает это чуточку позднее; и да романтизм зародился не во Франции - его родина Германия, Франция - это расцвет и феерия романтизма).

Рунге родился на севере Германии в небольшом городе Вольгасте. Он был 9-м ребенком в патриархальной, глубоко религиозной семье купца, владельца судовой верфи. Еще с детства, благодаря своему учителю - поэту и теологу Козегартену (позже у него учился и Фридрих) - Рунге приобщился к важнейшим литературным и культурным тенденциям эпохи, а именно к философским идеям Гердера, к поэзии "Бури и натиска" и Оссиана.

Позже, осознав, что торговля - не его конек, он отправился учиться в Копенгагенскую Академию, но классицизм и примат рисунка его не сильно вдохновляли. Окончив обучение Рунге обосновался в Дрездене, а там, недалеко от Дрездена, располагалась Йена, где сформировался кружок прогрессивных молодых романтиков (Новалис, Тик, Вакенродер, братья Шлегели). С ними то и сближается Рунге и под их влиянием отказывается от рационализма и подражания античным образцам, утверждая приоритет чувства в художественном творчестве и невозможность повторения уже готовых решений (то, чем по сути классицизм и занимался).

"ИСТОЧНИК ИСКУССТВА - НАША ДУША" (Рунге).

Что сформулировали Йенцы? Прогрессивную идеологию - ИДЕОЛОГИЮ СТРЕМЛЕНИЯ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ.

Именно на рубеже XVIII-XIX веков Германия переживает подлинное религиозное возрождение. "Христианство и Европа" Новалиса и "Речи о религии" Шлейермахера направлены против рационализма и неверия, и утверждают ИДЕЮ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ МИРА - основополагающая мысль для всего немецкого романтизма, в особенности для раннего. Здесь и натурфилософские концепции природы (когда посредством природы изображается Творец), и пантеистические представления о мире (единство Бога и природы).

"Только та религия истинна, которая открывается нам в камне и в сплетении мхов..." (Шеллинг)

Именно поэтому природа есть "рукопись Бога", а дети - души цветов и растений.

"Искусство раскрывает нам сокровища человеческой души" (Вакенродер) / "Искусство - это наша молитва" (Каспар Давид Фридрих) / "Иероглифом, божественным символом должна быть каждая подлинная картина" (Шлегель).

Поэтому все, что связано с ранним немецким романтизмом будет жутко интересное и невозможно многослойное. Глядите: "Портрет детей Хюльзенбек" (1805). Здесь Рунге изобразил троих детей своего друга в саду его загородного дома близ Гамбурга (он там, на горизонте виднеется, если приглядеться).

Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.
Филипп Отто Рунге "Портрет детей Хюльзенбек", 1805. Гамбург, Кунстхалле.

Почему именно сад? Потому что ДЕТСКИЙ МИР - это ЦВЕТУЩИЙ САД. Старшие дети везут по дорожке коляску с младшим ребенком, который смотрит на нас пристальным, совсем недетским взглядом. Пониженная точка зрения придает фигурам монументальность - перед нами маленькие гиганты. Столь же громаден и подсолнух, почти касающийся верхнего края холста. Помните? Дети - это души цветов и растений.

Поэтому дети всегда у Рунге будут изображаться рядом с цветами - сопоставление цветов и детей (детство, как и цветение - прекрасно, но быстротечно) есть символ чистоты и невинности, служит олицетворением естественной полноты жизни.

И сразу становится ясен философский смысл, виднеющегося вдали, Гамбурга - детский мир противопоставляется взрослому миру.

Дорога, по которой идут эти трое - их жизненный путь. Старшая девочка остановилась у ее поворота и обернулась назад, на младшего - она прощается с детством.

Или вот "Портрет родителей" (1806) - дань почитания и любви художника к своим родителям и, одновременно, выражение неотвратимости жизненного пути во времени, естественной смене поколений.

Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806. Гамбург, Кунстхалле.
Филипп Отто Рунге "Портрет родителей", 1806. Гамбург, Кунстхалле.

И, внимание, дети вновь аккурат рядом с цветами - их мир излучает неомраченную и естественную полноту жизни, он все еще ограничен и защищен взрослыми.

Старики - это гаранты детской безопасности (и всегда свидетельство мудрости).

Они вышли на дорогу - аллегория жизненного пути, но их путь ограничен, закрыт, стеной дома, тогда как детям открыт целый мир - гавань, виднеющаяся вдали.

А теперь нежданчик бонусом. Как вы думаете, кто практически напрямую цитировал Рунге много лет спустя? ОТТО ДИКС. Дадада!

Для сравнения вот вам "Нелли с игрушкой" (1924) Дикса и его же "Маму и Еву" (1935; т.е бабушку с внучкой).

"Дети прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров; у них бездонные глаза, они посвящены во многое, о чем не догадываются, о чем уже забыли, если когда-то знали, обыкновенные зрители, стоящие...-4

Детство Нелли в самом разгаре - ее "обнимают" цветы. Тот самый цветущий сад, который есть детский мир.

Отто Дикс "Нелли с игрушкой". 1924.
Отто Дикс "Нелли с игрушкой". 1924.

Не менее эффектно подчеркнул Дикс и мудрость своей матери - ее морщинистая кожа перекликается с корой векового дерева. Женщина статична и никуда не стремится (потому что это закат жизни), тогда как Ева рвется в мир за пределами холста (восход жизни).

Отто Дикс "Мама и Ева", 1935.
Отто Дикс "Мама и Ева", 1935.

Гладкая румяная кожа девочки и, отмеченная временем, кожа бабушаи - два разных мира (взгляд героинь также направлен в разные стороны; и при этом старость здесь также выступает гарантом детской безопасности; забора нет, потому что Ева уже подросла и еще несколько шагов и она ворвется во взрослый, полный драм и сложностей мир; поэтому здесь нет сада - только цветок, аккурат, как и у Рунге в портрете детей - только подсолнух).

Но Дикс был бы не Диксом, поэтому есть здесь и ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ - мать художника удручена, ибо портрет написан в 1935 году, когда нацистские гонения все сильнее обретали свои обороты. А Нелли совсем не двусмысленно держит ярко алый цветок - именно в 1924 году нацистские идеи начинают активно витать в воздухе (в 1923 году состоялся знаменитый "Пивной путч" в одном из баров Мюнхена, когда Гитлер и генерал Людендорф попытались захватить власть в стране). Алый цвет - это предчувствие беды.

А Филипп Отто Рунге, к несчастью, ушел из жизни слишком рано, в 33 года (туберкулез). Но успел опубликовать свой трактат о цвете - исследование, которое он вел параллельно с Гете (последний высоко оценил работу Рунге и подчеркнул независимость его исканий). Главная идея - символическое значение цвета (привет Кандинский и Клее).