Найти в Дзене
Дачные заметки

Змеевы горы

Славится своей историей, воинским училищем, да цементом город Вольск Саратовской области на всю Россию. Известны и меловые горы на правом волжском берегу, что протянулись от Вольска в сторону Саратова на тридцать пять километров.

Да мало кто знает, и давно уже нет тех, кто помнил, что в стародавние времена в окрестностях слободы Малыковки – будущего Вольска
– жил огромный змей-полоз. Он разорял местные селения, пожирал домашний скот, не давал покоя местным жителям. Обитал тот змей в урочищах, что сегодня поросли густым лесом и спускаются к самой Волге.

Не находилось силы, способной победить проклятого змея. Все, кто отваживался на борьбу с ним, пропадали без вести. Так и жили люди, смирившись со своей бедой. И уже сами выводили змею на кормление то телят, то овец, лишь бы на них самих не нападал.
Сам змей-полоз привык к такому порядку, считая себя царем здешних земель.

Но вот один сотник, кавалерийский командир, возвращался с похода на крепость Азов под началом царя Петра Великого и решил заглянуть сюда, посмотреть, как люди живут, разузнать, чего хорошего тут есть.

Зашёл сотник в ближайшее от Волги село, идёт по улице, встречных людей расспрашивает. А люди всё нерадостные, неразговорчивые, в ответ только косятся. Запросился сотник к одной бабушке на постой, сел обедать. Бабушка, добрая душа, всё, что есть, на стол поставила, и говорит:

– Извини солдатик, да только ничего мясного или молочного у меня нету, нынче во всём селе не сыскать ни коровы, ни теленка, ни порося, ни овцы.

– А что такое? Мор или чума?

–Да если бы, у нас беда пострашнее.

И рассказала бабушка сотнику всё, как есть. Удивился солдат такому чуду и спрашивает:

– А что же никто не попытался этого гада извести?

– Пытались, соколик, сколько он наших мужиков за эти годы, что тиранит нас, извёл, никто уж не считает. А теперь и некому вызов
кидать, одни стары, другие малы, третьи на войну ушли.

Жалко стало сотнику женщин и детей, стал он думать, как змея извести. Собрал всех сельчан и говорит:

– Думаю змея-полоза хитростью взять. Выроем яму глубокую, сверху бревна подпиленные положим, да землёй присыплем. На приваду пару баранов на прикол поставим. Если змей провалится, то зарубить его уж моя забота.

Так и сделали. Через пару дней всё было готово – и яма глубокая, и бараны из соседней деревни для такого случая пригнанные. Сотник тоже подготовился – взял черенок от лопаты и накрепко примотал к нему саблю, что бы змея в яме сподручнее было рубить.

Пришло утро третьего дня, привязали баранов в центре ловушки, а сотник в ближних кустах залёг, затаился. Час ждёт, три ждёт, уже вечер заходит, а змея всё нет. Сотнику стало невмоготу лежать, не шевелясь, думал и вовсе уйти, так и не дождавшись. Наконец заслышалось издалека шипенье страшное. Видит, ползёт огромный змей, по сторонам глазами стреляет, на солнце переливается, сам чёрный, а по бокам серые молнии. Подполз к баранам, приподнялся над землёй и обрушился на них сверху. Брёвна подломились, не выдержав веса змеиного, с треском провалились вместе с чудищем.

Тут и сотника черёд подошел. Выскочил он из кустов, подбежал к краю ямы, видит – змея брёвнами придавило, извивается он, шипит, того и гляди выберется. Не теряя времени, стал сотник его саблей рубить. Рубил, пока на мелкие куски не покрошил.

Потом эти куски по всем деревням, что вдоль Волги и ныне стоят, растащили как доказательство завершения змеиного террора. Там, где их земле придали, выросли холмы да горы. Их и по сей день зовут – Змеевы горы.

Автор: Бирюлин Иван