«Мадонна с младенцем» – так называли в Германии статуи той, которая очаровала народ, втянула страну в войну с Наполеоном и умерла от огорчений.
В конце 1793 года мекленбургская принцесса Луиза приехала в Берлин к своему жениху — наследнику прусской короны Фридриху Вильгельму. В толпе 17-летняя принцесса заметила очаровательного малыша, подняла его на руки и поцеловала. Прусские придворные чопорно поджали губы — подобные проявления чувств особе королевской крови не подобали. Зато народ был в восторге.
В 1797 году муж Луизы стал королем, а она получила неофициальный титул «народной королевы». Луиза любила гулять по Берлину, охотно вступала в разговоры с подданными и пользовалась их безграничной любовью. Молодая красавица была воплощением немецкого идеала супружества и материнства: она была верной женой королю и за 17 лет брака родила ему десятерых детей. Воззрения Луизы во многом определяли внешнюю политику Пруссии.
Королева искренне ненавидела Наполеона и заставила супруга вступить в войну против Франции. Всего через неделю после такого опрометчивого шага прусская армия была разгромлена в битве при Йене. Луизе пришлось спешно покинуть Берлин. Вместе с детьми и несколькими слугами она с трудом добралась до Кенигсберга, откуда с ужасом взирала на оккупацию своего королевства. Во время встречи в Тильзите, где решалась и судьба Пруссии, советники предложили Фридриху Вильгельму вызвать королеву. Они надеялись, что красавица Луиза очарует Наполеона, и император обойдется с Пруссией мягче. Встреча королевы с Бонапартом продолжалась час. Наполеон оценил ум и волю королевы, а та почти не изменила своего мнения о корсиканце.
После смерти в Пруссии начался настоящий культ королевы Луизы. Ей посвящались победы над французами в 1813—1815 годах. Культ особенно усилился, когда на престол взошёл её сын Вильгельм. Победу во Франко-прусской войне он посвятил матери, а по всей Германии, императором которой Вильгельма провозгласили, были установлены статуи мадонноподобной Луизы с маленьким сыном на руках.