Найти тему
Михаил Астапенко

"Степан Разин" Михаила Шолохова (Образ Степана Разина в творчестве М.А. Шолохова).

                                              Михаил Шолохов за работой.
Михаил Шолохов за работой.

Великий писатель Дона и России, лауреат Нобелевской премии в области литературы Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) в своём творчестве и публичных выступлениях многократно обращался к образу своего легендарного земляка, казака Степана Разина.

Выступая в 1937 году перед избирателями Новочеркасского округа по выборам в Верховный совет СССР, а затем давая интервью газете «Комсомольская правда», Шолохов сказал: «Путь моих земляков к сегодняшней жизни сложный, мучительный. …Казачество родило таких великих бунтарей против царского самодержавия, как Степан Разин и Емельян Пугачев». (Шолохов Михаил. Россия в сердце. М., «Современник», 1975. С. 108, 224). «Дон дал России Ермака, Пугачева, Разина, Булавина и многих других славных сынов», - писал он в июне 1970 года, ходатайствуя перед правительством России о создании историко-архитектурного музея-заповедника на родине Степана Разина в станице Старочеркасской Ростовской области. (См. Текущий архив Министерства культуры РСФСР. Дело 01-8-е. 1970 год).

В романе «Тихий Дон», рассказывая о жестоких сражениях Гражданской войны, в которой казачество билось за разные противоборствующие стороны, Шолохов вспоминает времена Степана Разина, приводившего в трепет феодалов и царских чиновников. «Только в 1918 году, - отмечал Шолохов, - история окончательно разделила верховцев с низовцами. Но начало раздела намечалось еще сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель Приазовья, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами откалывались от Черкасска, чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная от Разина и кончая Секачем. Даже в позднейшие времена, когда всё Войско глухо волновалось, придавленное державной десницей, верховские казаки поднимались открыто и, руководимые своими атаманами, трясли царевы устои, бились с коронными войсками, грабили на Дону караваны, переметывались на Волгу и подбивали на бунт сломленное Запорожье». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 3. М., 1975. С. 9).

История разинского движения свидетельствует, что именно верховские, менее зажиточные казаки, поддержали Степана Разина, тогда как Черкасск, тогдашняя столица Дона, вёл борьбу против мятежников. Именно черкасские казаки во главе с войсковым атаманом, крестным отцом Степана Разина Корнилой Яковлевым пленили легендарного атамана и отвезли в Москву на казнь. В годы Гражданской войны история повторилась: низовые казаки вновь выступили против революционеров-мятежников.

К образу Степана Разина Шолохов обращается и в сцене раскрытия «легенды» о Ленине, когда рядовой казак Чикамасов спрашивает Бунчука «из каких народов Ленин будет?» Бунчук отвечает

- Ленин, то? Русский…

- Нет, браток! Ты, видать, плохо о нём знаешь, - с оттенком собственного превосходства пробасил Чикамасов. – Знаешь, каких он кровей? – Наших. Сам он из донских казаков, родом из Сальского округа, станицы Великокняжеской, - понял? Служил батарейцем, гутарют.

- Откуда ты слыхал?

- Гутарили промежь собой казаки, довелось слыхать.

- Нет, Чикамасов! Он русский, Симбирской губернии рожак.

- Нет, не поверю. А очень даже просто не поверю. Пугач из казаков? А Степан Разин? А Ермак Тимофеевич? То-то и оно. Все, какие деднеюшчий народ на царей подымали – все из казаков. А ты вот говоришь – Симбирской губернии. Даже обидно, Митрич, слухать такое». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 3.. Т. 2. С. 129-130). Характерно, что имя вождя революции Ленина Шолохов ставит рядом с выдающимися революционерами прошлого – выходцами из среды донского казачества: Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым. Автор выражает стремление приблизить вождя революции к своей среде, к наиболее известным представителям донского казачества, которые «беднеюшчий народ на царей подымали».

Обращение Шолохова к мятежным временам Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева имела и глубокий практический смысл. Дело в том, что в годы Гражданской войны с подачи ярого русофоба Льва Троцкого начались гонения, а потом и геноцид донского казачества, как «реакционной массы, не способной понять революцию». В начале февраля 1919 года в «Известиях народного комиссариата по военным делам» появилась статья с характерным названием – «Борьба с Доном»! В ней безаппеляционно утверждалось, что «казачество для России всегда играло роль палача… У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством». При этом забывались огромные военные заслуги казачества, их неоценимый вклад в расширение границ государства Российского. «История России сделана казаками», - писал Л.Н.Толстой. «…Казачество стояло бессменной стражей на крайних пределах отечества, охраняя его границы. …История их (казачьих войск – М.А.) блистательна», - отмечал А.И. Герцен. И эту блистательную историю троцкисты называли позорным пятном в истории России, стремясь уничтожить не только современное им казачество, но и его славную историю.

В противовес этим измышлениям Шолохов обращается к вольному прошлому донского казачества, вспоминая времена Степана Разина и Кондратия Булавина. Характерна в этом отношении сцена, когда казаки под руководством Штокмана вечерами изучали историю вольного донского казачества. «Читай, - сказал Иван Алексеевич. Мусолили три вечера. Про Пугачева, про опальное житье, про Стеньку Разина и Кондратия Булавина. Добрались до последних времен. Доступно и зло безвестный автор высмеивал скудную казачью жизнь, издевался над порядками и управлением, над царской властью и над самим казачеством, нанявшимся к монархам в опричники. Заволновались. Заспорили». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 1. С. 133).

К вольному прошлому казачества, к временам Степана Разина Шолохов обращается в описании отступления разгромленной белой армии, в рядах которой находился Григорий Мелехов, когда казаки запевают старинную, времен Разина, песню. «…Над черной степью, - пишет Шолохов, - жила и властвовала одна старая, пережившая века песня. Она бесхитростными, простыми словами рассказывала о вольных казачьих предках, некогда бесстрашно громивших царские рати, ходивших по Дону на легких воровских стругах, грабивших орлёные царские корабли, «щупавших» купцов, бояр, воевод… В угрюмом молчании слушали могучую песню потомки вольных казаков, …отступавшие в бесславной борьбе против русского народа….». (Шолохов Михаил. Тихий Дон. Кн. 4. С. 222-223).

Надо отметить, что и в стане белых старались использовать образ Степана Разина, воевавшего против московского правительства, в своей пропаганде. На это указывает в «Тихом Доне» и Шолохов. «В Новочеркасске, - пишет он, - наскоро формировались отряды Семилетова, Грекова, различные дружины; на севере, в Хопёрском округе, сколачивался из офицеров и партизан так называемый «отряд Стеньки Разина».

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России