НИУ «БелГУ» – это многогранная, яркая студенческая жизнь. Ведь молодость дана человеку, чтобы искать себя, пробовать что-то новое. В университете множество творческих коллективов. Одним из таких является студенческий театр эстрадных миниатюр «Фабула», руководит которым режиссёр-постановщик Молодёжного культурного центра Елена Селивон. В декабре 2021 года коллектив молодых и увлечённых стал призёром международного фестиваля «Золотая Пальмира» (с мини-спектаклем «Королевский бутерброд»), прошедшем в Санкт-Петербурге. Мы решили поговорить с Еленой Юрьевной о театральном закулисье, о талантах и поклонниках и о том, какие качества нужны человеку, чтобы стать актёром.
– Елена Юрьевна, что стало толчком к созданию студенческого театра «Фабула»?
– Работать в МКЦ я пришла декабре 2016 года. СТЭМ «Фабула» был создан до моего прихода. Познакомилась с участниками этого коллектива. Помогала им на репетициях в постановке миниатюры ко Дню студентов. Позже, стала руководителем «Фабулы» по просьбе его участников. Теперь в репертуаре театра не только миниатюры. У воспитанников наработан чтецкий материал, с которым они участвуют в конкурсах в номинации «Разговорный жанр». Стоит подчеркнуть, что их выступления отмечаются дипломами. В МКЦ два режиссёра-постановщика, все плановые мероприятия мы делим между собой. В те мероприятия, которые режиссирую я, стараюсь по максимуму привлечь воспитанников «Фабулы». Кто-то выступает в роли ведущих концертных программ, кто-то занят в театрализованных прологах или миниатюрах.
– Ставили ли Вы полноценный спектакль?
– Да, на сцене МКЦ для детей сотрудников и преподавателей НИУ «БелГУ» в канун новогодних праздников мы показали двухчасовой музыкальный спектакль «Летучий корабль». За моими плечами уже семь полноценных спектаклей, поставленных в другом вузе с другим студенческим коллективом. Все работы были оценены дипломами 1 степени не только на этапах городского и областного фестиваля-конкурса «Студенческая весна» в Белгороде, но и на фестивале Международного уровня.
– Как вы подбираете актёров?
– Коллеги всегда удивлялись, как мне удаётся точно подбирать актёров на ту или иную роль. Наверное, дело в наблюдательности и опыте. Произошёл интересный случай, когда мы ставили «Вечера на хуторе близ Диканьки». Не хотелось повторяться, чтобы девочка, которая сыграет роль Солохи, походила на Людмилу Хитяеву. Да, это эталон, но театр тем и хорош, что постоянно ищешь новое. Я выбрала совершенно другой типаж, так как была уверена, что она сыграет, что она такая же красотка с хитрыми глазками. Вначале спектакля, член жюри, заслуженная артистка РФ БГДТ Оксана Бгавина засомневалась в моём выборе актрисы, но как только «Солоха» спустилась в зал и стала угощать зрителей пампушками, очаровав всех искренней улыбкой, сомнения развеялись. Зрителя надо удивлять!
– Почему Вы решили поставить спектакль «Королевский бутерброд» и что хотели донести до зрителей?
– Это произведение я помню детства. А тут оно случайно попалось на глаза, поэтому решила ставить именно его. Действующих лиц было как раз то количество, которое требовалось для постановки. Ведь театр – это коллективное творчество и нужно задействовать всех актёров. Творческий процесс доставлял огромное удовольствие, позволил ребятам сблизиться и подружиться. Каждый вносил свои предложения. В первую очередь СТЭМовцы доказали сами себе, что могут играть и творить.
– Елена Юрьевна, есть ли у Вас любимые работы?
– Любимые или нелюбимые работы… Я не могу сказать такого о тех спектаклях, которые поставлены и уже за пределами сегодняшнего коллектива, который мне стал дорог. Но над чем бы мы ни работали с «Фабулой», будь то миниатюра, небольшая театрализация, отрывок из спектакля, пролог или монолог – всё это любишь с того момента, как только мы приступаем к воплощению материала.
– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, который хочет стать актёром?
– Качества хорошего актёра – это личностные характеристики человека, дающие возможность играть различные роли. Это умения, необходимые любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни. Эти качества нужны каждому независимо от того, планирует ли человек играть в театре или сниматься в кино. Как говорится: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». При наличии этих качеств у актёра, можно оценить его «необходимый минимум». Важно развитое внимание, наблюдательность. Это помогает человеку наблюдать жизнь, изучать обстоятельства и поступки других людей, для того, чтобы позже применить в роли. Важное качество – ораторские способности. Это выразительная сценическая речь и речевая импровизация. А ещё – эмоциональная память и естественное поведение на сцене. Актёр должен не играть, а жить.
– Елена Юрьевна, хотелось бы услышать о внутренней жизни театра.
– Фабула – не такая уж большая семья по составу. Коллектив постоянно обновляется, так как у каждого складываются свои обстоятельства в жизни. Я не хотела бы терять кого-либо из коллектива, потому что каждый по-своему интересен, самобытен и талантлив! С этим составом можно творить! Впереди у нас Масленица. В прошлом году каждый актёр получил возможность попробовать себя в новом качестве: массовик – затейник. Контакт со зрителем пришёлся им по вкусу.
– И в завершение хотелось бы услышать о планах «Фабулы».
– На встрече после каникул мы обсуждали грядущие мероприятия. Я решила предложить пьесу, в которой есть возрастные роли. Поначалу студенты насторожились, однако, ознакомившись с текстом и прочитав свои роли, пришли в восторг. Прочли на одном дыхании. Сомнений больше ни у кого не оставалось, появилось желание быстрее приступить к работе. В планах показать этот спектакль на сцене МКЦ и принять участие в театральных фестивалях. Всех ждёт сюрприз. Надеемся, что зрителям понравится.
Над текстом работали – Дарья Черкасова и Евгений Толмачёв