Найти тему
Кот-путешественник

Неразгаданные загадки храма в Дубровицах

Храм Знамения Богородицы в селе Дубровицы (в Подольском районе Подмосковья) уже более четырёх веков вызывает всё новые и новые споры вокруг символизма своего декора и порождает всё новые и новые интерпретации. И действительно, при виде такого архитектурного коктейля (барокко как доминанта, а для пикантности ещё и черты рококо, да и ренессанс также на послевкусии ощущается) невольно задаёшься вопросом о том, уж не перенеслось ли ближайшее Подмосковье куда-нибудь в Рим Климента XIV или даже в Вену времён Максимилиана I. Художественный диссонанс с традиционной православной архитектурой Руси (любых времён) просто вопиющий: богатый скульптурный декор, каменная резьба, скульптуры четырёх Евангелистов по бокам, а, в довершение всего, изображение меча и звезды на замковом камне на входе.

-2

-3

Латинские надписи внутри храма у распятия:

-4

Многочисленные изображения чертополоха, волюты, ионики, фризы с растительным орнаментом…

-5

Купол храма и не купол вовсе, а корона какого-то влиятельного владыки, желающего показать доминирование светской власти над духовной.

-6

А если принять во внимание, что ни Наполеон в XIX веке, ни гитлеровские войска в XX храму не нанесли вообще никакого вреда (хотя Дубровицы находились в обоих случаях на захваченной территории), то для любителей эзотерики и истории масонских лож это место может казаться вдвойне привлекательным.

История строительства храма также полна противоречий и недомолвок. Пожалуй, единственное, что можно утверждать с полной уверенностью, так это имя заказчика строительства. Князь Борис Голицын, «дядька» юного царя Петра I, в 1690 году повелел разобрать на территории своей вотчины относительно новый (поставленный за 28 лет до этого) храм и начал строить фактически на «стрелке» Десны и Пахры невиданную церковь. Борис Алексеевич и в самом деле прослыл истовым «западником», покровительствуя иностранным учёным при русском дворе, отдав детей на воспитание западным наставникам, а также неоднократно высказываясь о красоте католических служб. А вот далее в истории начинаются сплошные догадки да предположения. Что явилось причиной начала строительства: желание отметить получение боярского титула или стремление загладить перед молодым царём какую-то вину (он, как указывает один его современник, "любил забавы и разорил вверенную ему область взятками")? Кто был инициатором (Голицын, Пётр или же «серый кардинал», будущий владелец Сухаревой башни в Москве Яков Брюс)? Кто был архитектором (об этом не сообщает вообще ни один источник)? Явился ли упорный отказ патриарха Адриана освятить нестандартную церковь причиной его фактического отстранения Петром и последующей заменой института Патриаршества Священным Синодом (четыре года храм стоял неосвященным)? Почему Пётр так настаивал на постройке этого храма, приезжал вместе с царевичем Алексеем на его освящение, но, тем не менее, старался не распространять информацию о его строительстве (да и другие помалкивали)? Наконец, что за холм (сегодня на нём смотровая площадка) начал возводиться одновременно по соседству с храмом на слиянии двух рек (уж не один ли из так называемых в масонстве «холмов благоденствия»)?

-7

Увы, но и эти, и многие другие вопросы остаются без единых ответов. Возможно, это даже и к лучшему, так как у всех посетителей этого храма есть замечательная возможность объяснить эти загадки своей оригинальной теорией. А это значит, что небольшой Знаменский храм продолжит оставаться не просто интересной туристической достопримечательностью, но постоянным источником размышлений и анализа для всех, кому интересны символизм, семиотика культуры и нестандартные архитектурные решения, заставляющие лишний раз замереть в изумлении и благоговении перед прекрасным произведением рук человеческих!

-8