Мультфильм «Энканто»: жизнь, построенная на травме.

184 прочитали

Вы давно смотрели мультики?

Сегодня хочу вам рассказать о красивом, ярком и красочном, мультике, с замечательным музыкальным сопровождением - «Энканто» (2021).

Это история не о детской, а о семейной травме. Семейная травма - это когда кто-то из членов семьи был сильно травмирован, не смог прожить и принять этот свой опыт, и теперь он передается другим членам семьи и последующим поколениям.

В нашей российской истории вы и сами знаете, что это за события, которыми была наполнена жизнь наших старших поколений. Можно подумать, страдали тогда, а мы живем сегодня, в другое время. Но нет, мы до сих пор несем в себе и на себе следы тех страданий.

Это могут быть и последствия стихийных бедствий.

Но это не только про события масштаба страны, это могут быть и события на уровне одной семьи: это когда у кого-то в предыдущих поколениях были пьющие, жестокие и холодные родители, потеря родителей или детей.

Фото взято с kinopoisk.ru
Фото взято с kinopoisk.ru

Так и в мультфильме "Энканто". Мы видим тут две главные героини, но я бы и третью назвала: девочка Мирабель, ее бабушка Альма - та, кто потеряла в местной революции своего мужа и осталась одна с тремя детьми на руках, и их семья - дети Альмы, теперь уже со своими мужьями и детьми.

И хоть со стороны семья кажется счастливой, это лишь маска.

Мне в глаза бросились такие трамирующие ситуации:

  • Альма, бабушка - война, потеря дома, своего края, привычного уклада семьи, потеря мужа, воспитание детей в одиночку.
  • Дети Альмы - потеря отца, отсутствующая и сильно травмированная мама, функциональное отношение, непризнание личности. Один из сыновей за свое стремление к истине стал изгоем в семье (как и полагается, в семье, где есть травма, всегда есть изгои).
  • Братья и сестры Мирабель - функциональное отношение в семье, запрет на проявление чувств, воли и спонтанности.
  • Мирабель - отвержение на семейном уровне, она чувствует себя выпавшей из семьи, не как все, не знает поддержки от других членов семьи (кроме, пожалуй, своих родителей), сестры относятся к ней грубо или не замечают.
  • Все члены семьи - поддержание маски счастья на людях.

Бабушка Альма говорит о себе: "Я думала, что у меня будет другая жизнь. Я думала, что стану другим человеком". Бабушка потеряла больше, чем дом и мужа. Она потеряла себя и свое счастливое будущее. Это, действительно, очень трудно принять.

Признавая свои страдания частично (как может), бабушка не замечает страдания своих детей и внуков. Дети Альмы подсознательно хотят, чтобы травма закончилась и потому помогают Мирабель в ее поисках истины. Внуки Альмы страдают, потому, что не могут быть собой и по тем же причинам помогают Мирабель, хоть это и страшно всем идти против семейного запрета.

А Мирабель именно от тяжести своих страданий начинает пытаться докопаться до истины. Так складывается и в наших жизнях.

Продолжается это все до тех пор, пока бабушка Альма не встречается со своей травмой. А, с помощью Мирабель, встретившись с травмой, она так и говорит: «Как долго я не решалась снова сюда прийти».

И еще одна ключевая фраза бабушки Альмы: «Я так виновата перед тобой, Мирабель».

Тут и заканчивается действие травмы у Мирабель, и у всей семьи. Извинение, признание своей неправоты взрослыми - это то, чего так не хватает травмированным детям.

Потому, что это взятие родителями на себя ответственности и признание за собой своей родительской роли.

Потому, что, обычно, травмированные родители своей роли родителя не признают и перекладывают ее на плечи ребенка или кого-то еще. И, в том числе, и этим травмируется ребенок.

Страдания в отношениях между родителями и детьми и происходят потому, что родители не берут на себя свою ответственность.

Подведу итог:

  • Травма семьи длится до тех пор, пока тот из членов семьи, кто начал передавать цепочку травмирующего поведения не встретится со своей болью и горем в полной мере. Это значит на столько, чтобы принять это и с этим жить без масок и замалчивания.
  • Травма семьи передается через умалчивание травмирующей истории и избегание разговоров о ней и всего того, что о ней может напомнить.
  • Обычно, травмированные семьи построены так, что ее члены становятся функциями по поддержанию заведенного травмой порядка и, одновременно, сокрытию ее от других (здесь очень много боли и стыда).
  • Травмированные люди очень боятся перемен, пусть даже они будут на благо (я это связываю с нехваткой ресурса, который поглощает собой травма).
  • Жизнь, построенная на спрятанной травме, ранит всех. Это только иллюзия, что если не говорить о чем-то неприятном, оно останется незамеченным и со временем исчезнет.
  • Спрятанная травма приносит боль не только тому, у кого она появилась, но и влияет на всех членов семьи - нет кого-то, кто остался бы в стороне.
  • Особенно страдают дети, не получая рядом с собой надежного взрослого, а вместе с ним безопасности, тепла, признания, одобрения.
  • Мы не можем исправить того, что произошло, но мы можем стремиться помогать себе. И чем больше мы включаемся в свою историю, думаем над ней, анализируем ее, рассматриваем то, что нас ранило, позволяем себе выговориться на эту тему, сказать, даже просто себе, то, чего тогда не смогли - тем премного мы делаем для себя.
  • Горевание (и только оно) помогает встретиться с травмой и залечить ее (а этого мы подсознательно избегаем - но дав себе на это "добро", горевать становится легче)

💛

От автора: Друзья, спасибо вам за прочтение моей статьи!