Найти в Дзене
Станислав Притчин

Занимательная транзитология № 3. Революционный сценарий смены власти

В Киргизии чаще, чем в других странах региона революция являлась механизмом смены власти
В Киргизии чаще, чем в других странах региона революция являлась механизмом смены власти

Революционный сценарий– насильственная, неконституционная смена власти. Несмотря на то, что с точки зрения стабильности и устойчивости государства революционный сценарий является, пожалуй, самым негативным и разрушительным, в странах Южного Кавказа и Центральной Азии он является наиболее распространённым видом транзита. Всего в регионе в период с 1991 года до 2021 он был реализован 6 раз. Трижды в Киргизии в 2005, 2010 и 2020 гг. Дважды в Грузии - в 1992 и 2003 г. и один раз в Армении в 2018 году.

Причины столь частого повторения революционной смены власти на постсоветском пространстве могут быть связаны с целым комплексом проблем развития и становления политических систем молодых государств, неспособностью в краткие сроки сформировать такой социально-политический формат отношения власти и общества, который бы максимально отвечал особенностям государства и создавал условия и механизмы для стабильной сменяемости элит или реагирования на точки напряжения. Нельзя также отбрасывать и внешний фактор как триггер для подготовки и запуска революционной смены власти.

Чаще, чем где бы то ни было в регионе, революционный сценарий смены власти происходил в Киргизии. Во многом это обусловлено спецификой социально-политического уклада жизни республики. Общество Киргизии в силу особенностей гористой географии и кочевого образа жизни традиционно формировалось из небольших общин, каждая из которых имела свой ареал жизни и изолированную хозяйственную деятельность. Как следствие, политическая конфигурация современного общества представляет собой совокупность множества региональных групп, которые объединяются в субрегиональные кланы ситуативно в борьбе за власть и ресурсы. Каждая из групп и кланов через представительство во власти стремиться обеспечить свои экономические и политические интересы. Идеальное стабильное состояние для такой системы могло бы заключаться в сбалансированном представительстве региональных групп во власти, но в условиях ограниченных ресурсов в Киргизии, постепенном разрушении оставшихся в наследие от СССР политических институтов и традиций, такая сбалансированная модель становиться все менее достижимой. Как результат Киргизия за 30 лет независимости трижды пережила неконституционную смену власти.