Он прожил яркую, насыщенную жизнь, участвовал в съёмках величайших событий в истории России
Оказалось, что с работами фотографа, кинооператора, режиссёра, сценариста, документалиста Марка Трояновского я была знакома давно – его снимки Магнитки 30-х годов давно стали «классикой». Но фамилия автора знаковых фотоснимков встретилась мне случайно, как выяснилось позже, благодаря привычке Марка Трояновского делать пометки на своих работах…
В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Марка Антоновича Трояновского. Судьба отмерила ему всего пятьдесят девять лет жизни, сорок из которых он отдал документальной хронике. Через глазок кинокамеры он наблюдал за строительством легендарной Магнитки, благодаря ему появились кадры исторических походов «Сибирякова», «Челюскина» и высадки папанинцев на Северный полюс. В годы Великой Отечественной войны Марк Трояновский в качестве фронтового оператора с первых дней находился на передовой, позже руководил фронтовыми киногруппами.
В начале 1930-х годов на двенадцати студиях кинохроники, расположенных в разных уголках СССР, создавалась кино-летопись молодой страны. Фотографы и операторы открывали зрителю новый мир, и во многих вопросах – художественных и технических – были первопроходцами. К их числу относился и Марк Трояновский. Он учился сам, а позже учил других особой документальной съёмке, когда событие, совершающееся в настоящую минуту, было композиционно и драматургически выстроено и вовремя «подмечено» кинокамерой. Для этого необходимо было предугадать, что произойдёт в следующую секунду, и вовремя поймать в объектив то, что станет эпизодом фильма или фотолетописи. Во всех экспедициях Трояновский вёл дневники, а к своим фото всегда оставлял комментарии. Эта привычка появилась у него в 1931 году – во время съёмок документального фильма о строительстве Магнитогорского металлургического комбината – «Слово большевика».
Марк Трояновский родился в 1907 году в Петербурге в семье военного врача. Первый фотоаппарат появился у него ещё в школе. В 20-х годах он всерьёз увлёкся кино и фотографией, регулярно посещал кинолекторий, работал оператором на московской кинофабрике культурфильмов «Совкино», в мультипликационном цехе у художника Юрия Меркулова, в киномастерской Александра Птушко. В 1929 году после окончания государственного техникума кинематографии Трояновский снял свой первый полнометражный фильм «Советский лён». С 1931 по 1933 год работал на кинофабрике «Межрабпомфильм». В 1931 году 24-летнему оператору поручают ответственейшее задание – съёмки на знаменитой Магнитке.
Киногруппа под руководством режиссёра Лидии Степановой на долгие месяцы поселилась в бараках строителей. К Магнитной горе Трояновский приехал с кинокамерой «Дебри» – это ручное чудо техники французского производства советские кинооператоры освоили быстро. На «француженку» были сняты все «немые» шедевры отечественного кинематографа и первые звуковые фильмы.
В документальном кино «Дебри» царила с 20-х до 60-х годов. Благодаря именно этому аппарату появилась хроника ключевых событий в истории СССР: строительство первых советских заводов, создание колхозов, парады на Красной площади и многое другое. Сценарист и режиссёр документального фильма «Слово большевика» Лидия Степанова в кино с 1925 года, была техническим работником на кинофабрике «Культкино», помощником режиссёра, редактором-монтажёром. С 1928 года – режиссёр Московских кинофабрик «Совкино», «Союзкино», «Союзкинохроника». На Магнитострой она приехала в составе съёмочной группы, в которую входили операторы Марк Трояновский, Аркадий Шафран и ассистент режиссёра Фёдор Киселёв.
Сразу же после приезда группы на строительной площадке заработала выездная киноредакция, которая должна была участвовать во всех авралах стройки. Правило «быть участником», чтобы стать полноценным свидетелем, Трояновский усвоил на всю жизнь.
Для Марка Трояновского «Слово большевика» стал первым профессиональным фильмом. Его премьера состоялась 1 января 1932 года. Позже коллеги и критики сурово «прошлись» по композиционным, сюжетным, монтажным линиям картины, подчеркнув, что кинематографисты – и прежде всего оператор – слишком увлеклись «масштабами стройки, домной, кауперами и захватывающей атмосферой авральных работ». По их мнению, восхищение размахом стройки, невиданной иностранной техникой, коллективный энтузиазм заслонили обычных людей, их биографии, переживания. Но зрители восприняли фильм с интересом. Долгие годы он вызывал восхищение, но уже не размахом стройки, а удивительной атмосферой, которую удалось подметить и передать «глазам киногруппы» Марку Трояновскому.
В последние годы жизни он вынашивал идею о книге, в которой хотел рассказать обо всём, что пережил. Воплотить задуманное не успел, оставив после себя не только километры ценнейшей кинохроники, но богатейший литературный архив: дневники из экспедиций, зачастую обрывавшиеся на самом интересном месте, операторские задания, сценарные планы, сделанные наспех или на ходу. Первые из них были сделаны в 1931 году на Магнитострое.
Автор: Елена Брызгалина
Фото: Из фондов городских музеев