4,8K подписчиков

Почему на скользком спуске лучше «забыть про педаль тормоза»

6,9K прочитали
Наверняка каждый водитель хоть раз слышал примерно такую фразу. Начинающий или неопытный водитель, конечно же.

Наверняка каждый водитель хоть раз слышал примерно такую фразу. Начинающий или неопытный водитель, конечно же. Ведь #водитель уже бывалый эту фразу не только слышал, но и говорил не раз и своим знакомым, и случайным водителям, за действиями которых приходилось наблюдать со стороны.

Если человеку, который ни разу не ездил в условиях гололеда и особо не задумывается, какие там могут быть сложности, сказать о том, что при спуске по скользкой дороге не нужно давить на тормоз, – скорее всего такой человек посмотрит на вас с недоумением и спросит «почему-у-у?». Конечно же здесь речь о тех, кто не разбирается во многом: от устройства автомобиля и работе его основных систем, до основ действия физики на #автомобиль.

Но, давайте честно: далеко не каждый водитель, даже с внушительным стажем, действительно разбирается в этих вещах. Это не есть хорошо, но как есть, так есть. Многим достаточно знать, как воздействовать на органы управления, уметь ориентироваться в #ПДД и на дорогах, да отвозить машину в сервис, если что-то загремело, и машина начала себя странно вести. Так вот, пока многие некоторые водители не попадут в аварию или не потеряют управление, – так и не начнут интересоваться, что же было не так, почему машина «не послушалась» и так себя повела.

Почему же стоит быть аккуратным с тормозами на скользком спуске?

1. Начнем с того, что на любом скользком покрытии, (будь то снег, лед, грязь, сыпучий грунт и прочее) уменьшается сцепление колес с дорогой. То есть, шины не так охотно цепляются за дорожное покрытие потому что им, в прямом смысле, становится скользко.

Пример: существует ли такая обувь, в которой вы не покатитесь вниз с ледяной горки? Там, где дети на тюбингах катаются, вы сможете устоять на месте посреди горки? Думаю, с этим справится только обувь с шипами на подошве. Если же на подошве нет шипов, то, что бы ни утверждали производители, насколько дорогой ни была бы эта обувь, она все равно будет скользить на льду/по укатанному снегу или же по грязи. Особенно если мы говорим о спуске.

Шпильки для человека - лучшее средство для зацепа на льду, чем фрикционные шины для машины ;)
Шпильки для человека - лучшее средство для зацепа на льду, чем фрикционные шины для машины ;)

По этому же принципу работают и зимние #шины: лучшее сцепление на скользком покрытии обеспечивают шипованные шины. Никакая, даже самая дорогая «липучка» не будет также хорошо цепляться за лед, как «шиповка», даже самая бюджетная.

2. Вес автомобиля относительно веса колес + нагрузка на тормозную систему. Средний вес легковых автомобилей 900+/1500+ кг (тех, что меньше классом, чем кроссоверы и внедорожники, которые в полтора-два раза тяжелее).

Средний вес одного колеса в сборе (шина+диск) от 11 до 15 кг. И это небольшие колеса R14-R15.

Возьмем для примера машину весом 1400 кг с комплектом колес общим весом в 60 кг.

И теперь самое главное. При нажатии на педаль тормоза, колодки прижимаются к тормозным дискам, от чего они замедляют свое вращение. А значит и колеса замедляются, цепляясь за дорожное покрытие, останавливая весь автомобиль. Возвращаемся к нашему примеру выше ↑ 60 кг останавливают 1400 кг. Чуть больше пятидесяти килограмм против почти полутора тонн!

В процессе торможения основные действующие лица – это колодки, которые вообще весят как пёрышки, в сравнении даже с колесами. Тем не менее, и колодки, и колеса, и другие механизмы идеально справляются со своими задачами в условиях хорошего сцепления с дорогой. Если шины имеют хороший зацеп – с торможением не будет никаких проблем (если и шины с небольшим износом, и тормозная система в норме).

Помните, мы говорим о спуске. Тут автомобиль, благодаря своему весу, разгоняется быстрее, чем при движении по прямой.

Разогнав машину до 40 км/ч по прямой, отпустите педаль газа. Смотрите, как будет меняться скорость. Сделайте то же самое на спуске. Спойлер: по прямой скорость будет падать, на спуске – расти. Физика!

На любом спуске, даже НЕ скользком, тормозам и колесам априори тяжелее дается сброс скорости. Добавьте сюда еще и плохое сцепление с дорогой…

3. Нажатие на тормоз на скользком спуске часто приводит к блокировке колес. Даже если ваш автомобиль оснащен антиблокировочной системой (ABS), она не всегда срабатывает когда надо и как надо. Например, на маленькой скорости на многих автомобилях она в принципе не работает. А если спускаться по скользкому покрытию на приличной скорости, от #ABS вообще не будет толку – колеса не будут успевать цепляться за покрытие и замедлять машину.

При торможении колеса блокируются, то есть замирают на месте, как раз-таки из-за плохого сцепления с дорогой. Шинам цепляться не за что, вот колеса и встают колом – колодки-то прижались к тормозным дискам, остановили вращение колес. А машина в этот момент попросту скользит вперед под действием инерции и силы тяжести.

4. Заблокированные колеса тащат машину вперед, лишая водителя возможности управления. Самое интересное и одновременно страшное. Если колеса заблокированы, то вы никак не сможете направить машину туда, куда вам надо. Это невозможно, опять же, благодаря физике. Пятно контакта шин с дорожным полотном слишком ничтожно, чтобы повлиять на направление веса автомобиля в сторону. Колесо стоит на дороге, прикасаясь к ней буквально 15-20-ю сантиметрами. Это примерно как ладонь взрослого человека. Полуторатонный автомобиль, который стоит на четырех «ладошках»…

Если машина катится со скользкого спуска, набирая скорость, а колеса заблокированы, то даже если поворачивать руль от упора до упора, – машина не поедет вслед за рулем. А поедет она туда, куда ведет колея или уклон дороги.

Пример: Вы катитесь вниз с ледяной горки, стоя на четвереньках. Ладони обеих рук стоят на льду. Если вы повернете ладошки в сторону – туда и поедет все ваше тело?

Хоть тут и не спуск, но картинка для того, чтобы вы хорошенько себя представили вот в таком положении :)) Фото: https://ya.cc/t/x6rLVwzG3GrJSS
Хоть тут и не спуск, но картинка для того, чтобы вы хорошенько себя представили вот в таком положении :)) Фото: https://ya.cc/t/x6rLVwzG3GrJSS

Даже если вы никогда не съезжали с горки таким странным способом, то, думаю, представить это себе вы сможете ;) равно как и то, что вряд ли за повернутыми ладошками вы и поедете. Нет, как катились прямо, так и продолжите катиться. Ладони не смогут даже человеческий вес направить в сторону (как и замедлить), а уж с весом автомобиля «ладони» – пятна контакта колес с дорогой, – тем более справиться не смогут!

5. Соединив предыдущие пункты, мы и получаем ответ на вопрос о торможении на скользком спуске. Оно не только не эффективно, но и влечет множество неприятных последствий в виде заблокированных колес, потери управляемости и бесконтрольному, произвольному спуску нескольких тонн железа с увеличивающейся скоростью.

Залог безопасного и управляемого спуска по скользкой дороге – небольшая скорость, торможение двигателем (движение на пониженной передаче) и умения/навыки водителя!

А это, как говорится, уже совсем другая история ;)

Дайте, пожалуйста, знать в комментариях, стоит ли об этом писать целую статью 😉