Найти тему
Университет «Синергия»

Достоинства ЕГЭ: почему о них не хотят говорить?

Оглавление

ЕГЭ признан самым критикуемым проектом отечественной системы образования. Ругать госэкзамены стало приметой «хорошего тона». А вот сторонников ЕГЭ считают «сумасшедшими» или иностранными диверсантами, стремящимися разрушить «самое качественное образование в мире». Разберемся, почему государственные экзамены получили такую репутацию и заслуженно ли это.

Много разговоров – мало данных

Каждый год исследования показывают, что большая часть населения нашей страны относятся к ЕГЭ крайне негативно. За отмену госэкзаменов высказывается более 60% респондентов. Их претензии на протяжении нескольких лет остаются неизменными:

  • зубрежка;
  • отсутствие разносторонних знаний;
  • натаскивание на правильные ответы.

Интересно, что и в учительском сообществе ЕГЭ воспринимают совсем не однозначно. По мнению педагогов, основными проблемами госэкзаменов остаются: жесткая стандартизация, отсутствие индивидуального подхода, ориентация на скорость в ущерб качеству.

Однако такие разговоры – лишь высказывание собственного мнения, которые не подкреплены статистическими данными. Доказать справедливость таких суждений могло бы, например, сравнение уровня IQ выпускников 2000 и 2020 годов. Однако такие исследования не проводились. А ориентироваться на результаты вступительных экзаменов до введения ЕГЭ нельзя, поскольку их уровень в зависимости от вуза был слишком разным.

Вот и получается, что все обвинения ЕГЭ – лишь собственные позиции экспертов. Подкрепить которые масштабными исследованиями невозможно. А что, если посмотреть на госэкзамены с другой стороны? Сегодня мы попробуем развеять некоторые мифы, сложившиеся вокруг ЕГЭ.

Миф 1. ЕГЭ сдают те, кому «повезло дать правильный ответ»

Так утверждают противники тестов. Они убеждают всех, что сдача госэкзаменов превратилась в игру-угадайку. Когда даже ничего не знающий ученик может правильно расставить галочки в экзаменационном бланке.

Однако ЕГЭ никогда не включал одни лишь тесты с вариантами ответов, а сегодня их и вовсе не встретить в экзаменационной работе. Чтобы выполнить задания, необходимо обладать аналитическим складом ума, уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Миф 2. В старших классах не учатся, а натаскивают на ЕГЭ

С одной стороны, это так. Ведь основная задача обучения в старших классах – это подготовка к поступлению в вуз. Так было и раньше, так происходит и сейчас. Однако важно понимать, что такая подготовка невозможна без глубокого изучения предмета и объяснения материала.

Миф 3. ЕГЭ – сильнейший стресс, влияющий на психику ребенка

Критики ЕГЭ, наверное, подзабыли, как они волновались на вступительных экзаменах в институт, готовились к ним днями и ночами и тряслись у доски? И это при том, что они до конца не знали критериев оценивания испытаний.

Любой экзамен – это обязательный стресс. Однако ЕГЭ позволяет его уменьшить. Если начать подготовку заранее, изучить демоверсии и контрольно-измерительные материалы, можно точно понять, к чему готовиться. Это позволит снизить переживания и с успехом справиться с поставленной задачей.

Миф 4. ЕГЭ «убивает» креативность и коммуникационные навыки

В опровержение этому мифу отметим, что многие задания в современном ЕГЭ носят практико-ориентированный характер и позволяют школьнику изложить свою точку зрения. Творческий подход при ответе на такие вопросы только приветствуется.

А что касается коммуникационных навыков, отдельные экзамены включают устную часть, где можно проявить свои речевые таланты. Хотя некоторые школьники, наоборот, боятся общаться с экзаменаторами и предпочитают давать письменные ответы.

Бесспорно, критика госэкзаменов не прекратится в мгновенье. Сфера образования является одной из наиболее консервативных и с трудом воспринимает любые новшества. А общественность с активностью «накидывается» на любую жертву, появившуюся в медиа пространстве. Одной из таких жертв и стал ЕГЭ. Однако корень проблемы далеко не в этом. Это не ЕГЭ приводит к падению уровня образования, а отношение к системе в целом: некомпетентные управленцы, низкие зарплаты и престиж профессии учитель.

А как считаете вы? Обоснованно ли ругают ЕГЭ?

-2

#егэ #учеба #образование #школьное образование #экзамены