Талантливейший писатель-фантаст. Его не привлекало написание романов. Он мастер малой формы - рассказы и повести – вот на чем нужно акцентировать внимание. Север считал, «что истина остросюжетна, а жизнь непредсказуема».
Север один из ведущих советских писателей- фантастов, драматург художник. Отцом Севера был поляк Феликс Гансовский (Ганцовский). Мать, Элла-Иоганна Мей, родилась в 1892 году в Латвии. Она была известной певицей и часто гастролировала по Европе. В Польше она познакомилась с Феликсом. В 1918 году у Феликса и Эллы родилось двое детей — Север и Вероника. После их рождения Феликс пропал без вести, после чего Элла вместе с детьми уехала в Петроград. Во времена сталинских репрессий 1930-х годов она была арестована и расстреляна в тюрьме.
Север Гансовский чем только не занимался: служил юнгой и матросом в Мурманске, затем грузчиком и электромонтёром в Ленинграде. Окончил вечернюю школу-десятилетку. Участник ВОВ, добровольцем ушёл на фронт в 1941 году.
Окончил филологический факультет ЛГУ (1951). Член Союза писателей СССР с 1968 года.
Гансовскийй начал печататься в журналах в 1950 году, будучи ещё студентом.
С 1960-х годов работает в жанре научной фантастики, предпочитая малые формы — рассказы и повести. Первая научно-фантастическая публикация — «Гость из каменного века» (1960). Лауреат премии «Аэлита» (1989) за сборник фантастических повестей «Инстинкт?».
- Как вы пришли в фантастику?
- Писать я начал как раз реалистическую прозу, но начал в ту эпоху, когда главным писателем земли русской считался С. Бабаевский со своим романом «Кавалер Золотой Звезды». То, что я читал в книгах, журналах, до такой степени не походило на мой жизненный опыт, что мне пришлось решать проблему: что неправильно — мой опыт или то, что пишется? Не решив этого, я многими вещами занимался, в частности ремонтом мотоциклов, а потом как-то мне вдруг в голову пришла такая повесть «Шаги в неизвестное» — повесть о фантастическом замедлении времени.
- Какой путь «Шаги в неизвестность» прошли, чтобы быть опубликованным?
Это произведение я принес в издательство «Детская литература» в тот момент, когда видимо и надо было принести, было самое начало 60-х. Редактор взял мою рукопись… (От издательства ответа обычно ждешь долго) Но на следующий день он уже позвонил мне по телефону: Север Феликсович, мне очень понравилось, мы берем повесть в альманах «Мир приключений».
- А как в этой цепочке фигурирует Аркадий Стругацкий?
Редактор передал трубку молодому сотруднику - А. Стругацкому. Он мне говорит: «Как тебя звать? Север? Ты приезжай…». Так мы познакомились. После этого я сразу начал ещё писать, написал рассказ «Стальные змеи», понёс по журналам, нигде не берут. Говорят: не похоже это на фантастику, это у вас как будто все было на самом деле… Написал я ещё рассказ, ещё — ничего нигде тоже не берут. А надо сказать, что я каждый рассказ относил ещё и в редакцию к Аркадию. Потом как-то, он мне и говорит: «Ты давай пиши, старайся…». — «А что такое?» — спрашиваю. «Так у тебя книжка в плане нашего издательства!..»
(Так началась их дружба).
Затем начнется плодотворная работа Севера над произведениями. (1960-1880)
- Чем же все таки так привлекательна фантастика?
- Я люблю фантастику-приём, которая может оторвать читателя от привычных точек зрения, таких систем мышления, к которым он притерпелся, показать ему нашу же родную действительность, но освещённую таким светом, чтобы читатель смог бы заметить то новое, что прежде никогда не замечал».
Основной идеей многих произведений Гансовского является встреча человека с «неведомым» (обитателями антимира, неизвестными науке животными и т. п.). Одно из самых известных произведений писателя, повесть «День гнева», описывает последствия бесконтрольных биологических экспериментов, в процессе которых удалось развить нечеловеческие интеллектуальные способности у животного.
В результате появились особые существа — «отарки», совместившие в себе агрессивность и безжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека. Писателя беспокоит несоответствие, возникающее между растущими техническими (или биологическими) способностями человека и уровнем его нравственного развития.
Также важной темой его творчества было противопоставление человечность и сухой научно-технический процесс.
- Не вытеснят ли машины человечество из его колыбели — Земли? По всей вероятности этого можно все же не опасаться. Не вытеснят. И день, когда машину придется рассматривать в качестве личности, тоже не придет. Почему?… Для ответа на этот вопрос нам следует разобраться в том, что же такое личность. (Именно человеческая, так как могут быть личности животные, например дельфины, и могут быть, пожалуй, личности — не люди, обитающие на других планетах Вселенной.)
- Известно, что самое сложное – начало. Что скажете об этом?
- Если я сажусь и начинаю так: «Таня вышла из проходной, ей вспомнились озорные глаза комсорга Пети…» — вряд ли какая-нибудь читательская душа затрепещет сразу. А вот если я напишу: «Джон вышел из убежища, он вспомнил, что на этой планете баракудра нападает слева…» — парень любого возраста станет читать дальше и с большим интересом. Хотя литературно тут разницы никакой.
- Здорово, а если взять второе ваше амплуа – иллюстратор, кто вас сподвиг к этому?
- Знаете, я как-то совершенно случайно через Аркадия Стругацкого и узнал, что умею рисовать. Мы сидели с ним тогда в Центральном Доме литераторов, к нам подошел человек и отрекомендовался: заведующий литературным отделом журнала "Байкал". Сказал, что журнал готовит повесть братьев Стругацких "Улитка на склоне" к печати и они хотели бы видеть соответствующие иллюстрации. Кого Аркадий Натанович порекомендует в художники? Аркадий указал на меня. Вот, мол, Север Гансовский - он рисует. "Аркадий, ты что! - возмутился я. - Я никогда не рисовал!" На что Аркадий возразил: "У меня есть твои, которые ты рисуешь, когда слушаешь".
- Север Феликсович, вы точно человек-оркестр, что можете рассказать о вашей работе в кино.
- Мне пока не везет в кино. Если честно, то фильм "День гнева", снятый по одноименному моему рассказу мне не нравится. Сейчас у меня написан сценарий для игрового кино по рассказу "Полигон". Написал и пока отложил его, чтобы немного отвлечься. Полежит, а потом, может, и пойдет. "Союзмультфильм" сделал десятиминутный фильм по этому рассказу. А мне бы хотелось чтобы был снят полнометражный фильм.
Благодаря колоссальному жизненному опыту — быт, характеры героев очень достоверны. В персонажах его произведений мы узнаем наших родственников и соседей. Север Гансовский искренне интересовался окружающими его людьми, вне зависимости от их профессии и положения в обществе.