Найти в Дзене

Феномен «Зловещей Долины»: почему нас пугают манекены

Андроиды, аватары, анимации, куклы — стремятся к экстремальному реализму, но попадают в тревожную пропасть, которую окрестили «Зловещей долиной». Они чрезвычайно реалистичны и реалистичны, но когда мы исследуем их, и видим, что они не совсем человек, мы склонны испытывать чувство беспокойства, странности, отвращения или жуть. Один из ярких примеров: Советский Союз, который был официально атеистическим государством, где во главу угла ставился рационализм и научный прогресс. Между тем советские ученые и инженеры, работавшие над космической программой, столкнулись с поистине мистическим фактом и стали испытывать необъяснимый страх перед испытательным манекеном, созданным ими же для мониторинга изменений в физиологии человека в космосе. Причиной такого иррационального поведения стал психологический феномен под названием «зловещая долина». Это термин, используемый для описания взаимосвязи между человекоподобным внешним видом объекта и эмоциональной реакцией, которую он вызывает. В этом яв
Оглавление

Андроиды, аватары, анимации, куклы — стремятся к экстремальному реализму, но попадают в тревожную пропасть, которую окрестили «Зловещей долиной».

Они чрезвычайно реалистичны и реалистичны, но когда мы исследуем их, и видим, что они не совсем человек, мы склонны испытывать чувство беспокойства, странности, отвращения или жуть.

Один из ярких примеров: Советский Союз, который был официально атеистическим государством, где во главу угла ставился рационализм и научный прогресс.

испытательный манекен для космоса
испытательный манекен для космоса

Между тем советские ученые и инженеры, работавшие над космической программой, столкнулись с поистине мистическим фактом и стали испытывать необъяснимый страх перед испытательным манекеном, созданным ими же для мониторинга изменений в физиологии человека в космосе. Причиной такого иррационального поведения стал психологический феномен под названием «зловещая долина».

слепок лица
слепок лица

Это термин, используемый для описания взаимосвязи между человекоподобным внешним видом объекта и эмоциональной реакцией, которую он вызывает. В этом явлении люди испытывают чувство беспокойства или даже отвращения в ответ на гуманоидные изображения, которые очень реалистичны.

манекены в магазине
манекены в магазине

Кто придумал термин

Точную причину порождения этого феномена психологи доподлинно не выяснили до сих пор. Считается, что со сменой поколений подобный эффект, скорее всего, исчезнет.

фигурка ребенка
фигурка ребенка

Человек устроен так, что при взгляде на любой предмет даже на бессознательном уровне он замечает и анализирует малейшие отклонения от нормы. И это связано инстинктивным желанием предотвратить опасность. А если этот объект похож на человека, то его рассматривают еще более пристально, и любая замеченная в нем неестественность инстинктивно вызывает страх.

На этой особенности сыграла автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», - Мэри Шелли, в далеком 1818 году. Роман имел бешенный успех у современников, но даже сейчас он продолжает вызывать ужас у читателей.

Мэри Шелли
Мэри Шелли

В 1978 году японский робототехник и инженер Масахиро Мори провел опрос среди соотечественников на тему, каким бы они хотели видеть робота. Конструктора искренне удивили результаты: наиболее похожие на человека изделия оказались не просто неприятны людям из-за их видимой искусственности, а вызывали чувство дискомфорта и даже страха. Именно этот эффект японский ученый и назвал «Зловещей Долиной». После чего порекомендовал коллегам не делать роботов, которые очень похожи на человека.

Масахиро Мори
Масахиро Мори

Отсутствие настоящей лицевой экспрессии: привычной мимики, скорости речи, правильно синхронизированной артикуляции, а также пластики движений заставляет людей, имеющих дело с таким объектом, подсознательно испытывать ужас.

«Я заметил, что, продвигаясь к цели сделать роботов похожими на людей, наша близость к ним возрастает, пока мы не приходим в долину, которую я называю сверхъестественной долиной», — объяснил Мори в своей основополагающей статье на эту тему.

Этот ужас сродни тому, какой мог бы испытывать человек, вынужденный разговаривать с трупом.

Примеры Зловещей Долины

Зловещая долина наблюдалась в самых разных контекстах, от очень реалистичных роботов до персонажей видеоигр. Некоторые из самых известных примеров можно увидеть в современном искусстве кино, анимации, видеоигр.

Последняя фантазия

В фильме 2001 года Final Fantasy: The Spirits Within была представлена ​​одна из самых реалистичных компьютерных анимаций, когда-либо использовавшихся в то время. Несмотря на попытки сделать анимационных персонажей сверхреалистичными, фильм провалился.

 Final Fantasy: The Spirits Within
Final Fantasy: The Spirits Within

Коммерческий провал фильма в прокате часто связывают со сверхъестественной долиной. Проще говоря, люди не хотели смотреть фильм, потому что им мешала анимация.

Шрек

Первые пробные просмотры фильма «Шрек» вызвали у детей неожиданное чувство тревоги в ответ на роль принцессы Фионы. Она была просто слишком реалистичной, заставляя детей нервничать и даже пугаться, многие плакали всякий раз, когда она появлялась на экране.

принцесса Фиона
принцесса Фиона

Основываясь на ответах и ​​отзывах, создатели фильма отредактировали ее внешний вид перед выходом фильма на экраны, чтобы придать ей более мультяшный вид, чтобы предотвратить эффект зловещей долины.

Кошки (Cats)

В экранизации «Кошек» 2019 года были представлены гуманоидные кошки, которых многие люди сочли тревожными. В то время как некоторые, как сообщается, сочли этот эффект забавным, другие сообщили, что чувствовали себя откровенно возмущенными. В социальных сетях многие зрители описали фильм как странный, жуткий и даже кошмарный.

Cats
Cats

Тот факт, что фильм так сильно зависит от движения, также мог сыграть свою роль в реакции публики. Мори предположил, что добавление движения может усилить эффект зловещей долины, и в этом случае фильм включает как человеческие, так и кошачьи движения, которые еще больше сбивают с толку зрителя.

В этих и других примерах близость к человеку по внешности не вызывает симпатии зрителей к персонажам. Когда персонажи попадают в зловещую долину, люди вместо этого воспринимают их как холодных, пустых и бездушных.

Возможные объяснения зловещей долины

Было предложено несколько объяснений того, почему люди испытывают эффект зловещей долины, но четкого консенсуса не возникло. Некоторые теории предполагают, что это явление является биологическим, в то время как другие предполагают, что существуют и культурные объяснения. Ниже приведены некоторые факторы, которые могут играть роль.

Двусмысленность

В документе 2016 года было высказано предположение, что ощущение «испуганности» часто вызывается чувством двусмысленности. Когда мы видим вещи, которые почти, но не совсем человеческие, это создает неприятное напряжение.

Клоун из ужастика "Оно"
Клоун из ужастика "Оно"

Такие эффекты иногда используются для усиления ужаса или жуткости в фильмах. Фильмы ужасов, например, часто наделяют человеческими характеристиками нечеловеческих существ, включая кукол (Аннабель) и клоунов (Оно), чтобы напугать зрителей.

Кукла Аннабель
Кукла Аннабель

Несоответствующие элементы

Исследования также показали, что людей обычно беспокоит сочетание элементов, которые обычно не встречаются вместе. Например, статья, опубликованная в 2011 году, показала, что, хотя людей не беспокоят роботы с «роботическими» голосами или люди с человеческими голосами, но роботы с человеческими голосами пугают их.

гуманоид-робот
гуманоид-робот

Этот эффект характерен не только для роботов, но и для компьютерных анимаций, инсталляций, манекенов с участием людей и животных.

Непоследовательность

Даже в очень реалистичных изображениях люди умеют замечать даже мельчайшие несоответствия в воссозданном гуманоиде. Даже относительно небольшие расхождения могут превратить персонажа из реалистичного в сверхъестественного.

робот с внешностью человека
робот с внешностью человека

В одном из оригинальных примеров Мори персонаж-робот внезапно стал казаться неприятным и жутким, когда улыбался слишком медленно.

Реакция выживания

Мори и другие предположили, что зловещая долина — это отталкивающая, эволюционировавшая реакция на потенциальные угрозы смерти и болезней. Поскольку что-то похоже на человека, но не совсем как живое, оно может вызывать ту же реакцию, что и люди, когда они сталкиваются с чем-то мертвым или умирающим.