Найти тему

Другая Америка в фильме: "Земля кочевников".

Размышления о фильме «Земля кочевников» (“Nomadland”, directed by Chloé Zhao, 2020)

УВИДИМСЯ НА ДОРОГЕ! Драматическая история об отрыве души от корней, привязывающих её к земле, к простым и понятным событиям, где есть дом, семья, круговорот традиционной суеты, причины разные, но в большинстве случаев это трагедия, последствия которой невозможно изменить, ибо она стирает ластиком имя из Книги Жизни, но оставляет жизнь. Зачем?

Невозможно после фильма «Вечные» (“Eternals”, directed by Chloé Zhao, 2021) не обратиться к главному творению режиссёра Хлои Чжао. История о современных кочевниках стала личным глубоко прочувствованным артхаусным проектом Хлои, ибо здесь она - и как сценарист, и как режиссёр, и как монтажёр.

В основе лежит книга “Nomadland: Surviving America in the Twenty-First Century” (издание в сентябре 2017 года) журналистки Джессики Брудер (Jessica Bruder), которая изучает субкультуру, а так же преподаёт основы журналистики в Колумбийской школе (Columbia Journalism School). Для того, чтобы написать эту книгу, Джессика провела многие месяцы, путешествуя по стране в фургоне с группой американцев, отказавшихся от традиционного образа жизни, многие из которых были жертвами экономического кризиса 2007-2009 годов. Проект Джессики длился три года, она преодолела более 15 тысяч миль по всей стране. Книгу отметили призами.

В результате такой работы фильм получил премию OSCAR 2021 по трём позициям "лучший фильм", "лучший режиссёр", "лучшая женская роль", а так же ещё одну престижную награду, "Золотой глобус" (2021), как "лучший фильм".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

История, рассказанная Джессикой Брудер и Хлоей Чжао, не оригинальна, ибо есть и книга, и фильм об одном из таких кочевников, называется «Стеклянный замок» (“The Glass Castle”, directed by Destin Daniel Cretton, 2017) с участием актёров Бри Ларсон (Brie Larson), Вуди Харрельсон (Woody Harrelson), Наоми Уоттс (Naomi Watts). Сюжет основан на книге Джаннетт Уоллс (Jeannette Walls), рассказавшей о своём отце, Рексе Уоллсе, который выбрал кочевой образ жизни для всей своей семьи - жены и дочерей. Скитался по просторам США, спал в поле, или занимал заброшенные дома, мылся сам и мыл детей в общественном бесплатном бассейне, дарил на день рождения звёзды. У него тоже была философия, как у Боба Уэллса (реального персонажа в фильме Хлои Чжао), о тирании доллара, о диктате корпораций, навязывающих определённый образ жизни. Ну да, такой ужасный образ жизни - спать дома, кушать с тарелок и мыться в ванной комнате, вместо того, чтобы спать на песке под ветром среди шакалов, кушать с палки, мыться в грязной речке.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сюжет в фильме «Земля кочевников» - это больше эмоции, переживания, взгляды, мысли, чем какие-либо действия. Событий минимум. Это выживание на самом дне, в нищете и скудости. Подавляющее число персонажей в кадре - это реальные люди, реальные кочевники. Некоторые из них не знали, что снимаются в художественном фильме. Боб Уэллс, один из лидеров кочевников, реальный человек, настолько проникся вымышленной историей, рассказанной актрисой Фрэнсис МакДорманд, что поверил, и был весьма удивлён, когда узнал, что Фрэнсис является актрисой, и достаточно известной в Голливуде, и что её муж никогда не умирал, а живёт себе преспокойненько в доме уютном, а рассказывала она с болью в голосе о вымышленном муже, который умер от болезни тяжёлой.

С такой позицией фильм становится больше художественно-документальным, чем полноценно художественным. С другой стороны, у Хлои Чжао возникли бы существенные сложности, если бы она поставила в кадр только актёров. Как они могли бы показать реальный быт кочевников? Этому не обучишь за несколько уроков. А так всё выглядело вполне естественно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фёрн - главный персонаж фильма. Когда-то она жила в городке Эмпайр, что в штате Невада. Это был городок, построенный на деньги корпорации по производству гипсокартона, Gypsum Corporation. В городке было всё, от кинотеатра до поля для гольфа. После того, как в 2011 году корпорация закрыла производство, то попросила жителей в срок 5 месяцев покинуть город. К этому времени Фёрн потеряла не только работу и место жительства, и друзей, но и мужа, ибо умер от неизлечимой болезни. Ей ничего не осталось, как собрать нехитрое имущество, загрузить всё в фургон, и отправиться искать место для счастья.

Денег нет, купить жильё нет возможности, даже в кредит, ибо 60 лет, кто даст кредит? Так она стала бездомной, или временно не имеющей жильё. Передвигалась от города к городу. Искала возможность подработать тут и там, например, мойщицей на кухне в ресторане, или упаковщицей заказов на складе гигантского интернет-магазина.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Во время скитаний познакомилась с другими кочевниками. Некоторые из них вели такой образ жизни не один десяток лет, и легко ориентировались в пространстве. Одна из кочевниц подсказала Фёрн, что есть лагерь "Рандеву Бродяг на Колёсах", которым руководит Боб Уэллс, помогает словом и делом начинающим кочевникам. Сам Боб тоже не от жизни хорошей принял такую судьбу, ибо многое потерял в своей жизни. Большинство людей, которые предстанут на экране, расскажут о какой-либо трагедии, - этим можно объяснить их бегство от традиционного уклада жизни. Посттравматический синдром видоизменяет душу человека, кому-то удаётся преодолеть тяжёлые барьеры, кто-то сгибается и ползёт... это фильм о тех, кто не смогли... вот они и ползают в своих фургонах по дорогам жизни, без тени шанса вернуться к нормальному существованию.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме много рассказывается о бытовых условиях, как выжить в фургоне, как покушать, покакать, не замёрзнуть. В таких условиях жёсткого выживания обретают значение несколько качеств - это максимально дружелюбное общение, готовность помогать, и что имущество не является твоей собственностью, им можно обмениваться, любой может попросить что-то из твоего имущества в постоянное пользование. Но, философия фильма такая, что постоянного на дороге нет ничего, кроме самой дороги, а потому отданное имущество возвращается к владельцу через некоторое время. Формально, кочевники - это последователи идей коммунизма.

Было два эпизода в фильме, где Фёрн могла изменить свою судьбу, опираясь на поддержку друзей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Первая ситуация, это знакомство с Дэйвом, вторым актёром в фильме, персонажа воплощает Дэвид Стрэтэйрн. Тоже кочевник. Ушёл от мира, испытав разочарование. Однако у него есть взрослый семейный сын. И вот, как-то раз сын нашёл отца и потребовал возвращения домой. Дэйв подумал и согласился. Фёрн получила приглашение на приезд в гости. После долгих скитаний, приехала. Посмотрела на ферму сына Дэйва, покушала индейку, и узнала, что Дэйв хочет, чтобы она осталась, и все остальные хотят того же, но, Фёрн уезжает.

Вторая ситуация, это приезд к сестре, у которой есть дом и семья, много родственников. Здесь она тоже получает предложение остановиться, получить поддержку. Но, Фёрн берёт деньги в долг, с обещанием вернуть, и уезжает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В обоих случаях её мотивировала одна причина - больше не хочет привязываться к одному месту, ибо осознала, что судьба обманывает, заставляет поверить в стабильность жизни, в красоту правил и традиций, а потом бросает всё это в огонь, как сухую траву, оставляя человека с разбитым сердцем. Если человек ничего не имеет, то и не потеряет. Так он становится вне судьбы, вне времени, вне событий. Он становится ветром, который движется по дорогам мира, не оставляя следов. Последние кадры в фильме: Фёрн устремляется к горизонту и становится ветром...

Городок Эмпайр ныне существует и считается как город-призрак.

УВИДИМСЯ НА ДОРОГЕ! (SEE YOU DOWN THE ROAD)

Автор: Азарин Сергей

www.azarin.ru