Найти тему
Im not so bright

Archduke trio Бетховена

Композиция камерного формата (партию для каждого инструмента исполняет один человек в отличия от оркестра) написанная Бетховеном в 10-11 годах 19 века в возрасте 40 лет, если вы спросите у любителей классической музыки их любимого Бетховена, маловероятно, получите ответ "Фортепьянное трио op. 97 си-бемоль мажор" или "Трио посвященное эрцгерцогу Рудольфу" (нет, он не олень, а сын императора Священной Римской империи Леопольда II (нет, он не кот)). Однако, сам Бетховен, оглядываясь на свою жизнь, оценивал эту композиции в ряду своих наилучших (за счет того, что Бетховен потерял слух, мы можем найти много его личных мыслей в используемых им для общения тетрадях), более того она считается одной из самых исполняемых (профессионально) его творений.

По законам маркетинга начнем с пары интересных фактов, которые могут Вас заинтересовать в прослушивании сие произведения искусства:

1. Годы написания трио №97 (1810-1811) были последними, когда он еще мог различать речь и слышать музыку, представьте себе постепенно усиливающийся на протяжении 15 лет звон в ушах, лишающий Вас главной страсти.

2. Первое исполнение состоялось в 1814 году и стало последним, на котором Бетховен выступал за фортепьяно лично, возможно этот год и был годом окончательной потери им слуха.

Такой комментарий дал известный (в то время) композитор, посетивший это выступление:

"...в пассажах forte (в частях, где нужно играть громко) бедный глухой человек колотил по клавишам пока струны не зазвенели, а в частях piano (где нужно играть тихо) он играл так нежно, что терялись целые группы нот, так музыку было невозможно понять, не посмотрев партию для фортепьяно..."

(Да, если Вы раньше не знали в чем отличие фортепьяно от пианино - на втором можно играть только тихо).

С примерно такими выражениями лиц сидели слушатели его последнего выступления
С примерно такими выражениями лиц сидели слушатели его последнего выступления

3. На данное трио есть отсылки у неплохих творцов современности:

  • играет в кульминационной сцене фильма братьев Коен 2001 года - "The man who wasn't there"

  • Под эту музыку один из центральных героев романа Харуки Мураками 2002 года "Kafka on the shore" пьет кофе и принимает свой путь в качестве сиделки для пенсионера после встречи с основателем KFC и кражи камня.

Цитата мужчины в майке-алкашке: "A deaf composer's like a cook who's lost his sense of taste. A frog that's lost its webeed feet. A truck driver with his license revoked. That would throw anybody to a loop, don't you think?"

4. Это было первое камерное произведение, в котором фортепьяно играло в гармонии с другими инструментами, а не затмевало их. Это первое камерное произведение, которое сочетало в себе особенности оркестрового формата - долгая продолжительность (целых 40 минут) и смена аж четырех характеров исполнения:

  • allegro moderato (умеренно быстро), первые 12 минут, оправдывают название в плане величия персоны эрцгерцога, прекрасный пример утонченной, аристократичной музыки
  • allegro (скоро, весело), вторая четверть произведения, веселое порхание бабочек и звон колокольчиков меняется с давящими меланхолично-тяжелыми отрезками.
  • andante con moto (непринужденно, не спеша), третья четверть, убаюкивающая, мягкая как домашнее одеяло, под нее Вы сможете хорошо прикорнуть, чтобы не устать до конца сего произведения.
  • presto (быстро), заключение, пальцы пианиста летают над клавишами, виолончелист и скрипач в припадке режут воздух, всё чтобы разбудить Вас к концу выступления и снискать море оваций.

Прекрасное сочетание фортепьяно, виолончели и скрикпки, тонкие и быстрые переходы Бетховена, невероятная палитра красок и безумное количество различных музыкальных приемов. Это произведение можно слушать вечно и каждый раз открывать для себя в нем разные краски. Оно отвлечет Вас от насущного быта и погрузит вас в неоднородно-мелодичную эпоху классицизма-романтизма.

-6