Намедни я нацарапал небольшой пост о Цири, там я выделил кратко смысл большой статьи из моего влога. Но оказывается, нескольких слов недостаточно чтобы показать своё видение, нашлись те кто не согласился с короткой статьёй. Тогда выложу большую! (Которой поначалу не желал отягощать умы)))
Это моя статья о Ведьмаке из влога. Она большая и если кому-то лень читать, смотрите видос.
В видео (и статье, текст идентичен) по полочкам разложено, о чём на самом деле сага "Ведьмак". То бишь о скрытом смысле...
Если посмотрите видео, буду благодарен за лайки и подписку! Видосы выкладываю регулярно.
Собссно статья:
Поговорим о саге Ведьмак. Точнее о скрытых смыслах, которые Анджей Сапковский заложил в семь основных книг. Здесь будут спойлеры, поэтому если не хотите знать “что будет”, то проходите мимо. Загодя скажу, что на самом деле сага вовсе не о Геральте из Ривии, а о чем? О нечто большем!
Книги Анджея Сапковского повествуют о приключениях трёх героев: ведьмаке Геральте, чародейке Йеннифэр и девочке-подростке, доставшейся Геральту в качестве подарка неожиданности, — княжне Цирилле.
В довесок я докажу, что только один из этих персонажей играет в саге самую значимую роль. Внимательный читатель, думаю, уже догадался о ком идёт речь. И нет — это не Геральт!
Кратко поговорим про мир Анджея Сапковского.
Вселенная Ведьмака имеет много сфер; иными словами планет. В одной сцене король эльфов, дает ясно понять, на примере множества летящих пузырей, что их мир состоит из мириадов планет. Некоторые их этих планет описаны очень кратко, но понятно: что есть планеты с двумя лунами, а есть планеты непригодные для жизни, полные отравленной воды.
Планета где идут основные события всего лишь одна из многих. Сферы связаны энергиями. Они способны столкнуться, что и происходит за полторы тысячи лет до описываемых событий. Так же существует одно единственное существо, которое может свободно перемещаться между любой из сфер. И не просто перемещаться, но и запросто попасть в любой временной промежуток. Это существо — единорог.
Но монополия на уникальные способности умных животных никого не устраивала. Эльфы поссорились с единорогами и решили создать существо с такими же возможностями, но подконтрольное им. Для этого эльфийские генетики провели эксперимент, который даст свои плоды только через сотни лет. Но конечные результаты эксперимента в саге не озвучены, поэтому опустим их.
Сага начинается с экспозиции Ведьмака, который неожиданно для себя обретает в конце второй книги девочку-Предназначение — Цири. Все что он знает о Цири так это, то что девочка стала полной сиротой и связана с ним Предназначением. Предназначение — есть некая высшая предопределенность судьбы и она непостижима. Никто из живущих не в силах познать до конца и тем более изменить свое Предназначение. Поэтому Геральт делает вывод что Предназначение сыграло с ним злую шутку, ведь чтобы стать ведьмаком нужно быть мальчиком, но всё же он начинает учить Цириллу тому что знает, а именно быть ведьмачкой.
Надо сказать, ведьмак в роли заботливого учителя выглядит нелепо. Он не понимает, что у двенадцатилетней девочки уже пошли месячные, бросает её в Мучильню. Никто из ведьмаков не ставит в расчет, что Цири — девочка. Навестившая горе-учителей, магичка Трисс Меригольд приходит ужас от подобных издевательств, которые испытывает Цирилла, и отчитывает ведьмаков как школьников.
Походу тренировок Геральту и ведьмакам становится понятно, что в Цирилле кроется огромная сила. Суть которой предстоит узнать Геральту и Йеннифэр.
На них остановимся подробнее, чтобы понять: кто главный герой саги? Геральт и магичка Йеннифер, как два разных полюса вселенной верят совершенно в противоположные вещи и имеют разный потенциал.
Геральт выделяется своей принципиальностью. Он не приемлет выбор между малым и большим злом, верит в абсолютность добра, считает что ведьмак прежде всего избавляет мир от чудовищ, спасая людей. Есть у Геральта главное качество: ведьмак абсолютно не приемлет власть и авторитеты. Геральту совершенно плевать на статус королей, их слуг, министров. Сапковский показал ведьмака эдаким народным героем, спасителем униженных и обездоленных вне времени и политики. Геральт не лезет в паутины интриг. Он ненавидит закулисные игры и чист как вода талого снега. Помыслы ведьмака абсолютно прямолинейны и прозрачны. Геральт в открытую осуждает нечестивые поступки политиков любого ранга и даже опасных магов. Ведьмак настолько убеждён в своей правоте, что готов умереть за свои убеждения.
Именно за это качество, мне кажется, читатель и полюбил Геральта.
Йеннифэр же наоборот — хитрая, честолюбивая магичка при каждом случае использующая всех и вся в своих корыстных целях.
На этой борьбе противоположностей и завязывается их роман. После желания джину, их любовь скрепляет Предназначение. С тех пор Геральт и Йеннифэр навеки связаны. Но связь обретает драматические окраски. Ведь Йеннифэр, как чародейка, не может иметь детей, а завести своего ребёнка — это её самое заветное желание! Получается у Геральта, как у стерильного мутанта и у чародейки априори не может быть детей.
Теперь можно сказать: кто главный герой саги?
В драматургии есть правила. Одно из них гласит: главным героем считается тот кто проходит наибольшее изменение в сюжете, а кульминация включает апофеоз перерождения. Именно кульминация разрешает основной конфликт и дает понять, кто был главным героем. И как вы догадались — это Цирилла.
Коротко говоря, Цирилла проходит самую значимую арку преображения за весь роман. А в финальной битве друзья сражаются именно за её свободу. В награду за спасение Цири Йеннифэр и Геральт обретают то чего им так не хватало — общего ребёнка.
Из этого следует, что Цири и есть главный герой всей саги. Но на самом деле все не так просто! Я говорил что сага вовсе не о Геральте? Так давайте затронем истинное назначение Цири и разберёмся, что именно Сапковский скрыл от глаз невнимательного читателя?!
Итак, рассмотрим кто такая Цирилла. В первых книгах её называют — Исток. Согласно пророчеству эльфийки Итлинны Цири, как старшая кровь, родит ребёнка, который перевернёт с ног на голову привычный мир и спасёт население планеты от ледникового периода. Но в романе обо всём этом сказано вскользь. Главное, нам нужно помнить Цири — Исток, без которого не будет жизни!
А что такое Исток иными словами? Если образно, Исток — это Истина. Та самая Истина которая так непостижима ни одним существом. Ведь Правда у каждого своя, но Правда есть лишь частичка Истины… А вот Истина это нечто единое и всеобъемлющее! Тот кто обладает истинным знанием — обладает настоящим могуществом!
Как быть с этим могуществом? А если могущество попадёт в ненадёжные руки? И тут мы подошли к главному — к скрытому смыслу саги!
Вспомним. По сюжету Цирилла предназначена самому нечестолюбивому человеку во вселенной — ведьмаку Геральту. И в этом содержится основная ирония, ведь Геральту совершенно плевать на алчность и козни правителей, магов и эльфов. Его невозможно купить.
В том и хитрость Предназначения! Именно Геральт единственный человек, которому от Цири не нужно ничего! Только такой человек как он, сможет дать Цири бескорыстную отеческую любовь и самую настоящую заботу.
А ведь на Цириллу устроена самая настоящая травля и охота. Помимо королей, эльфов и чародеев её пытается схватить самый могущественный маг и самый жестокий император. Бессмертный король эльфов обманывает девочку, говоря, что он и есть её Предназначение.
(Кстати, заметьте, все преследователи в той или иной степени прикрываются пророчествами.)
Каждый из них жаждет того могущества, которое дает владение Истоком. С помощью княжны Цириллы правители разными способами намерены заполучить абсолютную Власть!
Иными словами Анджей Сапковски заложил параллель, то что Цири — это прообраз Истины. Истины которую жаждут честолюбцы. И с помощью лживых пророчеств они хотят извратить Истину в своих интересах!
А теперь, чтобы наглядно увидеть, как именно Сапковский скрыл смысл саги, возьмём ключевые точки сюжета, поменяем имя Цири в тексте на Истина и перепрочтём их по иному.
Читаем:
- Истина предназначена только тому, кто её не желает.
- Носителя Истины невозможно купить, продать, переубедить.
- Истину испытывают властью, деньгами, положением в обществе.
- Пытаются убедить что она не истинна.
- Истина иссыхает от жажды в пустыне.
- Истина приносит себя в жертву ради спасения, того кто спас её.
- Истину берут в плен, бьют, истязают. Смертельно ранят.
- Идут на всякие ухищрения, чтобы сбить Истину с пути.
- Убивают друзей — самое ценное, что у неё есть.
- Истину обманывают с помощью мнимых пророчеств.
- Тот кто обманывает — заблуждается сам, так как не владеет настоящей целью Предназначения.
- Бросают на арену, испытывая Истину силой. Пытаются сделать её жестокой.
- И под конец, когда Истина не сдаётся, хотят отрезать от неё кусок и извратить.
Внимательный читатель конечно же понял проведённые параллели…
Но Истину спасают друзья. Вернее они помогают ей обрести свободу, потому что Истину невозможно убить. Только настоящие друзья которые рискнули ради Истины жизнью, прошли вместе с ней немыслимые испытания, принёсли себя в жертву ради Истины. Только такие люди и будут вознаграждены. (Вспоминаем последнюю сцену в Ривии с лодкой и единорогом.)
Основы этих смыслов Сапковский заложил ещё в первых книгах. Поначалу писатель часто называл Цириллу — Истоком, но затем неожиданно перестал упоминать этот термин, убрав значение Истока-Цири на третьестепенный (подсознательный) план. Что говорит только в пользу задумки с Цири как прообразом Истины.
Несомненно, от заложенных писателем идей, сага только выиграла. Анджей Сапковский намеренно увел повествование от банального махания мечом. Ведь всегда лучше прочесть произведение с глубокой идеей, чем просто наслаждаться бессмысленным эпиком.
Осталось пожелать каждому писать такие глубокие произведения…)