Найти тему
Такое поведение

Что такое «Наказание»? Неочевидный ответ поведенщика

Оглавление

Если вам что-то не нравится в чужом поведении, скорее всего, первое, о чём вы думаете - это о том, как его можно было бы наказать.

Статья про то, что когда вы думаете о наказании, то, возможно, сильно заблуждаетесь.

Дам определение наказания. Приведу несколько примеров наказывающих и НЕ наказывающих последствий. Подскажу, на что в первую очередь стоит обратить внимание.

Усаживайтесь поудобней. Читать долго, но интересно.

Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и опыту использования полученных знаний в воспитании сына с аутизмом, повседневной жизни и менеджменте.

Наказание

В общеизвестном смысле под наказанием понимают нечто такое, что может заставить человека НЕ вести себя каким-то определённым образом.

Когда говорят о наказании, то, как правило, вспоминают следующие методы воздействия:

  • критика, порицание или осуждение
  • высмеивание
  • штраф или депремирование
  • ругань или крики
  • разного рода ограничения и запреты. Что-то вроде фраз "Гулять из дома не выйдешь" или "Никаких мультиков сегодня не будет" - это, если речь идёт о воздействии на ребёнка.
  • физическое воздействие (например, ремнём по попе)

Все эти методы широко используются в повседневной жизни, внутри семьи, внутри рабочего коллектива, в различных сферах взаимоотношений между членами общества.

Они вызывают самые неприятные эмоции, но всегда ли они работают как наказание?

Наказание
Наказание

Определение

С точки зрения прикладного анализа поведения,

Наказание - это последствие поведения, которое понижает частоту проявления этого поведения в будущем.

Другими словами, если после ваших действий произошло что-то такое, что сократило их демонстрацию в будущем, значит, эти ваши действия были подвержены наказанию.

Примеры:

1. Человек съел испорченную халву и заболел. После этого случая он больше не ест халву, даже если она точно свежая. Поведение есть халву было наказано.

2. Ученик поднял руку, чтобы ответить на вопрос учителя, но за свой ответ был высмеян перед классом. С тех пор ученик не поднимает руку на уроке и не инициирует сам свои ответы. Поведение ученика поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя было наказано.

3. Сотрудник обратился к своему руководителю с просьбой разъяснить начисление по заработной плате и получил от руководителя указание ещё раз почитать положение об оплате труда и должностную инструкцию. В последствии сотрудник больше не обращался к своему руководителю за разъяснениями несмотря на то, что вопросы остались. Поведение сотрудника обращаться к руководителю по вопросам начисления заработной платы было наказано.

4. Иван Иванович зашёл в магазин у дома за продуктами. В магазине в тот день стоял неприятный запах из-за испортившихся овощей. С тех пор Иван Иванович стал реже заходить в этот магазин и предпочитает пройтись до соседнего рынка. Поведение Ивана Ивановича заходить в магазин у дома было наказано.

5. Ребёнок проиграл своему папе в шахматы, после чего получил от папы напутствие быть внимательнее и почитать учебник "100 лучших шахматных партий". После этой игры ребёнок ни разу не предлагал папе поиграть с ним в шахматы. Поведение ребёнка играть с папой в шахматы было наказано.

...

Разумеется, реакция на последствия индивидуальна и то, что будет являться наказанием для одного, совершенно не обязательно окажет такое же действие на другого.

Этими примерами обращаю внимание лишь на то, что наказание это не обязательно использование всем известных карательных методов. Чтобы усилить акцент на это приведу несколько не примеров.

Не примеры:

1. Жена каждый раз кричит и ругается на своего мужа за то, что после работы он пьёт со своими коллегами пиво. Не смотря на это муж продолжает пить со своими коллегами пиво каждый день. Крики и ругань жены НЕ наказывают поведение мужа пить пиво с коллегами.

2. За последний месяц автомобильный лихач получил 3 штрафа за превышение скоростного режима. Не смотря на это он продолжает ездить на машине со скоростью, превышающей установленные ограничения. Данные штрафы НЕ наказывают поведение лихача ездить на машине быстрее установленных ограничений.

3. Родители грозят отстранить своего ребёнка от компьютерных игр на выходных, потому что тот не выполняет вовремя домашнее задание и им приходится после работы сидеть с ним до полуночи, чтобы контролировать его и помогать с уроками. И так изо дня в день. Угрозы лишить ребёнка доступа к компьютерным играм НЕ наказывают его поведение заниматься после школы делами, которые не относятся к выполнению домашнего задания.

Наказаны! Не знаю, не знаю...
Наказаны! Не знаю, не знаю...

Использование карательных мер не обязательно уменьшит впоследствии проявление нежелательного поведения, а значит, с точки зрения поведенческого специалиста, это не будет являться наказанием.

Отсюда мораль: "Сколько зерно в ступе не толки, до муки не растолчёшь".

С одной стороны, поведение могут наказать, казалось бы, безобидные с нашей точки зрения вещи.

С другой стороны, если вам приходится на регулярной основе прибегать к использованию каких-либо карательных методов в отношении одного и того же поведения, значит, вы точно его не наказываете.

Нужно менять подход.

Что делать?

Первое, на что нужно обратить внимание, это то, что

Наибольшее влияние на поведение оказывают незамедлительные последствия.

Поведение наиболее восприимчиво к мгновенным последствиям, наступающим, буквально в первые несколько секунд после него.

Время прежде всего
Время прежде всего

Чем дальше по времени последствие отстоит от реакции, тем менее эффективным будет его влияние на изменение частоты соответствующих реакций.

Если вернёмся к нашим “Не примерам”, то сможем проследить эту взаимосвязь. Итак,

  1. Выпив пиво с коллегами, муж незамедлительно получил подкрепление, благодаря действию напитка и на этом фоне приятной беседе с коллегами. То, что жена, впоследствии на него ругалась, на самом деле, больше имеет отношение уже к его поведению приходить домой, а не к поведению пить пиво.
  2. Превышая скорость, автомобильный лихач незамедлительно получает желаемые эмоции от быстрой езды. То, что впоследствии, возможно, он получит штраф (а возможно, и не получит) не влияет непосредственно на его поведение быстро ездить, по крайней мере, при существующих мотивационных условиях.
  3. Ребёнок может заниматься после школы чем угодно, кроме домашнего задания, и получать подкрепляющие последствия незамедлительно. То, что вечером родители будут на него ругаться и угрожать лишением доступа к играм на выходных, для него это слишком нескоро и условно, поэтому не влияет на его поведение делать домашнее задание.

Вывод

Надо стараться влиять на незамедлительные последствия и создавать такие условия, чтобы человек мог получить подкрепление, и даже больше того, что получает сейчас, демонстрируя желаемое поведение.

Трудно предложить варианты того как можно было бы изменить поведение героев из моих “не примеров” так как в условиях недостаточно данных. Но совершенно точно можно рекомендовать перестать проявлять по отношению к ним угрозы и ругательства просто потому, что эти методы показали свою неэффективность и лишь ухудшают взаимоотношения между членами семьи.

Автомобилисту лихачу можно было бы предложить получать необходимые эмоции другим способом. В противном случае он продолжит платить штрафы с риском лишения водительских прав.

Цель статьи - предоставить научно обоснованную информацию к размышлению. Приведённые в статье примеры вымышлены и не должны восприниматься как инструкция к действию без консультации со специалистом.

Здоровья вам и хорошего настроения!

Надеюсь, было полезно.

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

#ава-терапия #дети #наука #семья