Найти тему

Конец Belle Époque, эпохи демонстративного потребления

Оглавление

"Встречают по одёжке, провожают по уму" - старая пословица, иллюстрирующая демонстративное потребление.

Демонстративное потребление - термин, заимствованный из английского языка. Conspicuous consumption - показное приобретение престижных, статусных товаров с целью демонстрации принадлежности к определённой части общества. Проще говоря, это показуха, которая показывает крутизну и успешность, часто напускную.

Показная роскошь - явление в истории не новое. Историкам и культурологам знакомо понятие Belle Époque или La Belle Époque, Прекрасная эпоха - период расцвета науки и искусства, который длился с конца 19 века и закончился Первой мировой войной 1914 года.

Зачем нужна Прекрасная эпоха, и почему она закончилась? Давайте разбираться!

Зачем встречать по одёжке

Демонстративное потребление - процесс, который позволяет представителям разных социальных групп распознавать друг друга. Этот инструмент применяется не только в среде состоятельных и менее состоятельных людей, но и в среде подростков, которые по определённому стилю одежды распознают принадлежность к разным субкультурам, например, к эмо и готам.

Демонстрировать "одёжку" во время Прекрасной эпохи 21 века нужно было по разным причинам: для карьерного роста, для повышения статуса с помощью брака, для демонстрации превосходства, для того, чтобы скрыть мнимую ничтожность и ущербность и по разным другим причинам. Иными словами, у всех, кто прибегал к демонстративному потреблению, были какие-то сознательные и бессознательные причины.

Второй закон диалектики - переход количества в новое качество

Диалектика - это теория развития, которое основано на взаимодействии противоположностей. Как электричество основано на взаимодействии разнозаряженных частиц, как цикличность времени основана на смене дня и ночи, тепла и холода, так и культурно-исторические процессы основаны на смене полярностей. Одна из таких пар полярностей - роскошь и нищета.

В социальных сетях и на разных платформах часто возникает дискуссия о демонстративном потреблении. И наиболее популярная реакция - осуждение. Многие участники дискуссии отмечали, что демонстративное потребление достигло апогея, стало обретать вызывающие формы. Разрыв между демонстративной роскошью и среднестатистическими возможностями стал слишком большим.

По второму закону диалектики, когда явление доходит до своей крайности, оно переходит в свою противоположность. Так демонстративное потребление столкнулось с ограничениями и финансовой нестабильностью, которая коснулась всех слоёв общества, даже самых состоятельных людей.

Закончилась ли Belle Époque 21 века

Положили ли события весны 2022 года конец Прекрасной эпохе, невозможно предсказать, находясь в процессе проживания этого времени. Поживём - узнаем. Но опустошение российского рынка из-за ухода из него крупных брендов, производителей предметов роскоши и товаров премиального класса, говорит о том, что маятник качнулся в противоположную сторону.

Наверняка кто-то из читателей скажет, что диалектика не при чём, что изменения рынка произошли из-за исторических событий. Это так, но это только часть картины мира. Целостная картина мира очень широкая. И мне нравится формула "всё со всем связано, всё от всего зависит". А вам?