Истории о его злодеяниях и бесчинствах на Рязанской земле передавались из поколения в поколения. Сначала — шепотом. Еще бы: за ослушание легендарный заводчик — помещик наказывал нещадно, и можно было запросто умереть в его «страшном саду». При этом край развивался, город богател, а ему, Андрею Баташеву, как и его брату Ивану, не было равных в ведении дел. Братья-промышленники, подарившие однажды более ста пятидесяти пушек самому Потемкину, процветали и не знали ни в чем отказа. Вот только один из братьев был дипломатом, и вообще человеком скромным и добрым. А второй… ну да, второй был злодеем. Его даже называли Дракулой ардатовского уезда. О нем сегодня и пойдет речь.
В восемнадцати километрах от Касимова есть поселок Гусь-Железный. Тут до сих пор сохранились остатки огромного сада и двухэтажного барского дома, принадлежавшие «железному королю» Андрею Родионовичу Баташеву.
Вот так выглядела неприступная усадьба Андрея…
Вот он — двухэтажный особняк Баташева — младшего выглядит сейчас.
Три года назад тут располагался детский санаторий, но денег на ремонт не было, так что санаторий съехал. А усадьба медленно умирает. Не удивительно, что у поселка с населением в 5 000 человек нет денег на возрождение этого дома… Но не будем о грустном.
Дом Баташева построен был хитро — на границе Рязанской и Владимирской губерний. С проверяющими тут обходились лихо. Если комиссия ехала из Рязани, слуга честно объявлял чиновникам, что барин «отбыл во Владимирскую губернию», и, соответственно, наоборот. Вы, конечно, понимаете, что он никуда не уезжал, а просто переходил из одной комнаты в другую:)
Но не только так уходил Баташев от административных преследований. Он обнёс свои владения крепостной стеной с башнями и собрал вокруг себя целую армию: егерей человек восемьсот, да дворовых — еще двести. Ходят легенды о том, что касимовские купцы жаловались на «войско с пищалями и в образинах». Но сделать было ничего нельзя. Слишком большие связи были у Андрея. Плюс деньги. Никто не хотел связываться.
Тут же, рядом с усадьбой, находился огромный парк…
Кошмарные вещи тут творились…
Говорят, что целые комиссии пропадали без вести в его башне с раздвижным полом, который именовался «Страшным павильоном». Андрей Родионович просто приглашал человека, от которого хотел избавиться, прогуляться…. Из этого павильона никто не возвращался. Вообще, страшным был не только павильон, но и сам сад. Посредине его был установлен «позорный столб». К нему привязывали провинившегося и били на глазах у челяди, иногда забивали до смерти. Иногда у столба морили голодом по несколько дней. Пытки выдерживали немногие.
Так поступали с провинившимися. А с теми, кто просто раздражал промышленника, все получалось более гуманно: их вышвыривали из имения. Тот район, что находится за воротами, так и называется: Вышвырки. Туда ссылали неугодных. А сейчас тут просто деревня:)
Неподалеку от «страшного павильона» находился «павильон любви». Создан был для развлечения знатных гостей из Петербурга. Для утех привлекались крепостные девушки. Многие, не выдержав позора, топились в барском пруду…
Кстати, у Андрея всего было три жены. Причем, одновременно. Человеком он был горячим, и ни в чем не знал отказа. Священники предпочитали не связываться с ним и венчали Андрея с обеими последующими женами закрывая глаза на то, что он уже венчан с другой. Первую жену он, кстати, не уважал и даже гостям не показывал — называл «купчихой»…
А это — кошмарный подвал. Когда-то сюда спускались сотни рабочих — рыли тоннели и подземные ходы. Потом в подвалах чеканили фальшивые монеты. К тому моменту у Андрея дела пошли хуже, чем он привык. В Петербурге скончался его покровитель — Григорий Потемкин. И на Российский престол вступил император Павел… Пока был жив Потемкин, Андрей Баташев чувствовал себя полностью защищенным — никакие проверки его не трогали. Теперь все было по-другому. Однажды, узнав о том, что из столицы едет проверка, Баташов загнал рабочих, которые чеканили для него фальшивые деньги, в подвал, и заварил выход. Как говорится, нет человека — нет проблемы…
Пройдемся вдоль стены к тем местам. где когда-то располагалось производство.
Окошки в стене… Говорят, что ведут они к камерам пыток. По другой версии, тут находились склады, благо, река рядом:)
Вот как всё выглядело тогда.
А вот то, что осталось от производства.
Вот тут все начиналось. В 1759 году, у слияния трех небольших, но быстрых речек Гусь, Колпь и Нарма, Андрей Баташев соорудил большую плотину. Вода приводила в движение завод. Плотина, завод и усадьба с хозяйственными постройками были построены всего за два года!
Прочитала, что с потомками у Андрея не заладилось. Что, умирая, «железный король» на вопрос, кому достанется наследство, произнес: «Тому, кто одолеет…» И начались тяжбы и дележка. И пришло разорение. Кто-то спился, кто-то повредился умом. Последней родовой усадобой владела его внучка (а, может быть, и правнучка), получившая прозвищу «Батащиха». Говорят, она унаследовала его черты характера и манеры, и наводила ужас на местных… Но с приходом Революции ее расстреляли…
Как вы как думаете, правда ли или вымысел то, что пишут про этого удивительного человека? Рассказ о его судьбе порождает множество тем для разговоров — как о нем самом, так и о несчастной умирающей усадьбе. Давайте поговорим! Буду рада, если напишите свои мысли:))