В среду на Украине заработали первые эвакуационные коридоры для мирных жителей. Российская армия по-прежнему медленно продвигается, но ужесточает контроль над Киевом. Узкое дипломатическое окно открывается со встречей министров иностранных дел России и Украины в этот четверг в Турции. Так, в общем-то деловито и объективно, пишет о наших делах сегодня французская газета «Эхо».
Передышка, пусть хрупкая и запоздалая. В среду функционировали четыре из шести гуманитарных коридоров, предназначенных для эвакуации мирных жителей из разбомбленных Россией городов. Впервые с начала вторжения тринадцать дней назад.
Этих мирных жителей, насчитывающих несколько тысяч из пяти миллионов перемещенных лиц на Украине и двух миллионов беженцев, бомбить не стали, в отличие от того, что произошло во время предыдущих неудачных попыток в последние дни. Поэтому они смогли выехать из городов, в частности Энергодара, Сум, Изюма, в другие регионы страны.
Стратегия удава
Кроме того, интенсивность боев снизилась ввиду незначительных потерь с обеих сторон, о которых в среду сообщают достоверные источники. Различные линии фронта почти не сдвинулись за пять дней, за исключением продвижения русских примерно на десять километров в районе Харькова, второго города страны, и, прежде всего, к северу и востоку от Киева.
Президент Украины также утверждал, что Россия разбомбила родильный дом в осаждённом Мариуполе. С другой стороны, российская авиация, дислоцированная вокруг Украины, несмотря на наличие 300 самолетов, некоторые из которых ультрасовременны, по-прежнему выглядит на удивление малоактивной, ограничиваясь налетами с использованием трех-четырех самолетов.
Параллельно с такой формой военного статус-кво российские и украинские лидеры с понедельника множат заявления, направленные на успокоение ситуации. После того, как президент Украины Владимир Зеленский во вторник признал, что «остыл» в своем энтузиазме по поводу членства в НАТО, заместитель главы его администрации Игорь Жовква заявил, что Украина «открыта для дискуссий о нейтралитете, если её безопасность будет гарантирована соседями» и что это не влечёт за собой «потерю даже одного квадратного метра территории» с её стороны.
Вода в водке
Пресс-секретарь российской дипломатии Мария Захарова, со своей стороны, видит прогресс в переговорах с Украиной, и заявила, что в цели России «не входит ни оккупация Украины, ни разрушение её государственности, ни свержение нынешнего правительства». Таким образом, это сказано вразрез с недавними заявлениями президента Владимира Путина о необходимости «денацификации и демилитаризации» страны или о том, что будущее Украины как государства теперь находится под угрозой. Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его украинский коллега Дмитрий Кулеба должны встретиться в этот четверг в Турции, стране с хорошими отношениями с Киевом и прочными, хотя и непростыми связями с Москвой.
Эти декларации могут быть частью классической игры на выигрыш времени, чтобы восстановить силы на поле боя, или, наоборот, желания выйти из губительного для обеих сторон конфликта. Выдержит ли Киев каток российской артиллерии? И может ли Москва пойти на риск настоящего экономического коллапса?
Риск неминуемого дефолта
Кремль в среду осудил "экономическую войну", объявленную Соединёнными Штатами после объявления Вашингтоном эмбарго на американский импорт нефти и газа. В тот же день рейтинговое агентство Fitch оценило дефолт по российским облигациям как «неизбежный», понизив суверенный рейтинг России до последней ступени перед дефолтом.
Другие признаки воздействия санкций: ЦБ РФ ограничил до сентября размер снятия иностранной валюты со всех своих банковских счетов любым гражданином России общей суммой в 10 000 долларов. А Владимир Путин подписал указ о запрете вывоза ряда видов сырья, не уточнив каких именно.