Здравствуйте, друзья! В связи с постоянным ростом количества мошенников в сфере финансов, хотелось бы рассказать вам о видах такого мошенничества, способах обезопасить себя, ну и об отственности, которую придётся понести, если вы вдруг задумываетесь заняться подобным.
Общие признаки финансового мошенничества
Финансовое мошенничество – это совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.
Какие признаки должны насторожить и как минимум заставить взять паузу на обдумывание ситуации и принятие взвешенного, неэмоционального решения:
- Обещание большого вознаграждения, которое в несколько десятков, а то и сотен раз превосходит средние по рынку доходности. Например, обещания 100 % в день, 6 000 % годовых и пр. – это красный сигнал, означающий стоп.
- Использование технологий социальной инженерии. Это специальные психологические приемы, которые играют на жадности, зависти, страхе, желании разбогатеть быстро и без особого труда.
- Обещания избавить вас от всех долгов без потери имущества и других ограничений жизнедеятельности. Такой прием используют расплодившиеся в последнее время банкротные бюро.
- Просьба оплатить первоначальный взнос, мнимую страховку, заполнение анкеты, консультацию юриста и т. д. до того, как получена услуга, и не самостоятельно, а через агента, который предлагает свое посредничество.
- Требование принять решение по сложному финансовому вопросу как можно быстрее, иначе “условия могут измениться”, “желающих много, вам может не хватить места”, “акция действует только сегодня” и пр.
- Агрессивный маркетинг, когда объявления висят буквально на каждом столбе и остановках общественного транспорта.
- Отсутствие лицензии у тех компаний, у которых она должна быть (банки, брокеры, страховые организации, управляющие компании).
Причины распространения и виды финансового мошенничества
Объем финансовых махинаций растет не только в России, но и в мире, где финансовая грамотность населения находится на значительно более высоком уровне, чем у нас. Чем же это обусловлено:
- увеличение объема безналичных финансовых операций (банковские карты, интернет-банки, электронные кошельки);
- снижение возраста участников (карты выдают с 14 лет);
- низкая финансовая грамотность большей части населения развивающихся стран;
- многообразие различных финансовых инструментов, в которых простому человеку сложно разобраться, а заработать легкие деньги хочется;
- большое количество ресурсов, где мы вынуждены оставлять свои персональные данные, статистика показывает, что их безопасность пока еще находится под большим вопросом;
- развитие интернет-торговли, где нет личного присутствия продавца и покупателя, а следовательно – и идентификации их личности;
- отсутствие международных границ для перемещения капитала;
- сверхвысокие доходы мошенников при минимальном риске быть пойманными.
Если список вызвал у вас чувство безысходности, то не поддавайтесь ему. Я верю, что тотальное повышение финансовой грамотности начиная со школьной скамьи сведет риски быть обманутыми к минимальным значениям. В информационном пространстве тема современных схем развода людей на деньги и способов, как избежать участия в них, не должна сходить с повестки. Мы должны помочь государству и друг другу защитить свои кровно заработанные средства.
Виды финансовых афер:
- С банковскими картами. Основные способы мошенничества: кража, получение информации через скимминг и социальную инженерию.
- На финансовых рынках могут действовать псевдоброкеры и финансовые пирамиды. По добытым незаконным путем паспортным данным мошенники получают на чужих людей кредиты в банках и МФО, а различные банкротные конторы обещают списать 100 % долгов без последствий.
- Кибермошенничество – это махинации в сфере информационных технологий (в интернете, по телефону, по СМС и посредством электронных писем).
- На рынке недвижимости: подделка документов и продажа/аренда чужого объекта недвижимости, продажа квартиры или дома сразу нескольким покупателям, сокрытие данных об имеющихся собственниках жилья, элементарная кража денег (например, полученного аванса) и др.
Мошенничество с банковскими картами
Рассмотрим, как мошенники могут получить данные с ваших банковских карт, а также как их распознать и не стать жертвой.
Кража карты
Кража карты – самый простой способ получить все и сразу. Не надо подключать информационные технологии и оттачивать навыки убеждения. Достаточно потолкаться в супермаркете, общественном транспорте, любом другом многолюдном месте. Способ стар, как мир, но отлично приспосабливается к изменениям.
Данных, указанных на лицевой и оборотной сторонах карты, часто достаточно, чтобы совершить покупку в любом магазине. ПИН-код или введение проверочного кода из СМС требуется не везде.
В случае кражи немедленно заблокируйте карту через личный кабинет в смартфоне, компьютере, в офисе банка или по телефону горячей линии (для этого надо иметь его под рукой, например, в записной книжке).
Получение информации о карте
Помимо банального подглядывания за спиной в то время, когда вы набираете ПИН-код в банкомате или магазине, мошенники используют следующие способы:
- Скимминг – установка специального оборудования на банкомат, которое помогает преступникам считать данные вашей карты. Это может быть накладка на клавиатуру, скрытая видеокамера и др.
- Социальная инженерия – манипуляции на человеческих слабостях. Цель – выманить данные банковской карты (номер, имя владельца и код безопасности).
Статистика Центробанка говорит, что на социальную инженерию в 2019 г. пришлосьоколо 69 % всех случаев кражи денег с карт. В 2018 г. эта цифра доходила до 97 %, т. е. мошенники придумывают все новые способы опустошения кошельков россиян. Примеры таких манипуляций рассмотрим в разделе по кибермошенничеству.
Как предотвратить
Советы по предотвращению махинаций с банковскими картами:
- Держите карту в труднодоступном месте. Задний карман брюк, наружный карман пиджака, рубашки, пальто не подойдут). Спрячьте в кошелек, кошелек – в сумку, сумку держите крепко в руках впереди себя в многолюдных местах. Или храните во внутренних карманах одежды.
- Поставьте ограничение на снятие наличных, переводы в интернет-магазины.
- Не пишите ПИН-код на пластиковой карточке.
- Внимательно осматривайте банкомат перед совершением денежной операции, место его нахождения и людей, кто стоит около него. Закрывайте рукой клавиатуру.
- Не отдавайте в руки карту кассиру, официанту и любому другому человеку, кто принимает от вас платеж.
- Подключите СМС-информирование.
- Уничтожайте квитанции, чеки и другие платежные документы, где есть полный номер вашей карты.
Кибермошенничество
Чтобы завладеть данными карты, мошенники используют не только стандартные схемы кражи или скимминга. Эффективными инструментами в руках преступников стали наши гаджеты и интернет.
В интернете
Обман доверчивых граждан через интернет процветает. Кажется, что каждый год появляются все новые и новые способы. Мы постарались собрать все известные на сегодня в
одной статье, поэтому здесь разберем другие схемы махинаций.
По телефону
Мошенник звонит конкретно вам, т. е. знает ваши фамилию, имя и отчество, или наугад. Дальше возможны такие сообщения:
- Ваш родственник/друг/знакомый попал в аварию, больницу или полицию. У звонившего есть связи, чтобы все уладить. Необходимо срочно перевести деньги по телефону, конкретному адресу или через курьера.
- Ваша карта заблокирована по решению службы безопасности (она и звонит, конечно). Чтобы разблокировать, сообщите данные с лицевой и оборотной сторон.
- Вы стали победителем розыгрыша среди абонентов сотового оператора / клиентов магазина и выиграли бешеные деньги / крутой смартфон / мощный ноутбук. Необходимо пройти по ссылке и сообщить данные своего паспорта или сказать оператору информацию с банковской карты для получения приза.
Возможны варианты. Но главное – что все эти звонки идут от мошенников. Обратите внимание, что иногда на вашем телефоне высвечивается настоящий номер банка. Есть технологии, которые позволяют сделать подмен.
Внимание! Сотрудники банка, в том числе и служба безопасности, никогда не просят назвать данные вашей банковской карты. Как только услышали такую просьбу, бросайте трубку.
Несколько примеров из жизни:
- Человек продает что-то через интернет-площадку (Авито, Юла, региональные барахолки и пр.). Звонит потенциальный покупатель и предлагает перевести деньги на карту. А чтобы они точно дошли, надо сообщить все данные, в т. ч. и код безопасности. Иногда мошенник просит подойти к банкомату и совершить какие-то манипуляции с картой под его диктовку, потому что “вдруг возникли проблемы с переводом”.
- Стандартный уже вариант, когда звонит сотрудник безопасности банка и спрашивает вас, переводили ли вы только что деньги туда-то. Или сразу сообщает, что карта заблокирована по решению банка из-за подозрительных транзакций и чтобы разблокировать, сообщите информацию с карты.
- Звонок от кредитной организации, которая сообщает, что вам одобрен кредит. Интересно, что вы оставляли онлайн-заявку на сайте банка и ждали одобрения. Для заключения договора и перевода денег просят сообщить реквизиты карты.
Итог во всех случаях один – вы теряете свои деньги.
В СМС и электронных письмах
Мошенники рассылают СМС и письма на электронную почту. В одних случаях просят данные паспорта, банковской карты. В других – переход по вредоносной ссылке:
- На вашу почту или телефон приходит сообщение с выгодным предложением от компании. Возможно, что вы даже некоторое время назад интересовались товарами или услугами этой организации. Просят перейти по ссылке и оплатить покупки. Итог – ни денег, ни товара.
- СМС от вашего друга (а с чужого телефона, потому что потерял, украли, сломался) с просьбой выслать пару сотен или тысяч рублей в долг. В результате деньги уходят мошеннику, а друг даже не в курсе своей беды.
- От потенциального работодателя приходит письмо с предложением о работе. Но для начала надо оплатить оборудование, которое понадобится в работе, или обучение, которое необходимо пройти перед вступлением в должность. В итоге человек остается без денег и работы.
- СМС с сообщением о пополнении вашего счета на N руб., но вы счет не пополняли. Тут же приходит еще одно сообщение примерно такого содержания: “Извините, ошибочно перевел вам N руб., верните, пожалуйста, на мой номер…”
Как предотвратить
Ваши действия, если позвонили из банка или получили СМС, электронное письмо с подозрительным содержанием:
- Не паниковать. Положить трубку, обдумать ситуацию. А потом перезвонить родственнику/другу/знакомому, который куда-то там попал.
- Никогда не сообщать данных своей карты по телефону или СМС. Перезвоните в банк и проверьте информацию, как это сделал мой муж (читайте в начале статьи).
- Никогда не переходить по ссылкам в электронных письмах и СМС. Это может быть рассылка вируса. Мошенник получит доступ к вашему компьютеру или телефону и банковским картам, если в гаджетах есть по ним информация. А в некоторых случаях просто будут шантажировать, вымогать деньги за возвращение доступа. Лучше зайдите на официальный сайт компании, проверьте информацию, позвонив по телефону.
- Всегда помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Работодатель не ищет сотрудников, предлагая им золотые горы по электронной почте. А государство просто так не раздает собранные налоги.
Ответственность за финансовое мошенничество
Ответственность за мошенничество установлена в Уголовном кодексе РФ (статья 159), в том числе:
- в сфере кредитования (
Конкретный вид наказания зависит от количества участников и суммы ущерба.
Заключение
Финансовая грамотность – это не только про инвестиционные инструменты и банковские продукты. Это еще и защита себя и своих близких от злоумышленников, которые хотят присвоить наши сбережения. Особенно больно, когда от их противоправных действий страдают пожилые люди. Наш с вами долг – уберечь их от потери денег. А для этого надо самим знать все мошеннические схемы и рассказывать о них как можно большему количеству людей.