Финансовое мошенничество - неправомерное завладение чужими деньгами или имуществом с целью обращения его в свою пользу или в пользу третьих лиц, совершаемое с помощью обмана или злоупотребления доверием.
Финансовое мошенничество является уголовным преступлением(ст. 159 УК РФ)
Давайте разберёмся с тем, какие бывают в наши дни самые распространённые виды мошенничества :
- Звонок с номера телефона банка
Мошенники используют технологии IP-телефонии, которая позволяет подставить любой номер во время звонка. В результате настоящий номер звонящего скрыт, а на телефоне гражданина высвечивается официальный номер банка.
Представляясь сотрудником банка, мошенник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию (иногда номер и срок действия карты). Этими сведениями мошенники могут завладеть заранее из открытых источников, в т.ч. из социальных сетей, с помощью фишинговых сайтов.
Звонят мошенники, как правило, в то время, когда человек не может быстро сориентироваться. Они говорят уверенно, употребляют профессиональные термины, для убедительности иногда включают фоновые звуки, имитирующие работу банка.
Мошенник сообщает о подозрительной операции (например, кто-то вошел в личный кабинет, кто-то пытается снять деньги с карты или по карте проводится подозрительный платеж), которая требует немедленных действий со стороны клиента, якобы чтобы ее остановить нужно:
- срочно сообщить данные банковской карты
- сообщить одноразовый код из SMS-сообщения;
- установить на телефон приложение по направленной ссылке.
Если мошенникам удается узнать нужную им информацию, они получают доступ к счету гражданина и снимают с него денежные средства.
- SMS-сообщение якобы «от банка»
Мошенники направляют SMS-сообщение примерно следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована. Для уточнения деталей позвоните по телефону + 7 9ХХ ХХХ ХХ ХХ».
Позвонив по указанному в SMS-сообщении номеру, жертва попадает якобы в «Службу безопасности банка», где ее будут убеждать:
- срочно сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код);
- срочно подойти к ближайшему банкомату и выполнить указания мошенников.
- Мошенничество от имени государственного учреждения
Представляясь сотрудником Министерства здравоохранения/Министерства социальной защиты населения/Пенсионного фонда и других учреждений, мошенник сообщает о положенных социальных выплатах/компенсациях.
Для получения положенной выплаты/компенсации мошенник убеждает в необходимости:
- оплатить денежную сумму в качестве налога/комиссии/банковского сбора/обязательной страховки/госпошлины;
- сообщить данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код) для перечисления выплаты/компенсации;
- сообщить паспортные данные.
- Мошенничество от имени родственника/друга
Мошенник звонит или направляет SMS-сообщение примерно следующего содержания: «Я попал в беду, нет времени объяснять ситуацию, срочно переведи деньги на телефон + 7 9ХХ ХХХ ХХ ХХ».
Как правило, мошенники направляют такие сообщения/звонят в то время, когда человек не может быстро сориентироваться, манипулируют срочностью ситуации.
- Фишинг
Фишинг-кража персональных данных(пароля, логина) с целью похищения средств с банковской карты.
В основном для фишинга используют почтовую рассылку, содержащую ссылку на фальшивые сайты.
- Мошенничество через электронную почту
Так называемые «нигерийские письма». Они содержат в себе красивую легенду о наследстве от мифического родственника и просьбу перевести деньги на счет для получения оплаты услуг адвоката или выплаты комиссии.
Как не стать жертвой финансовых преступников?
Первое, что нужно запомнить — банковские сотрудники никогда не просят сообщить им данные Вашей карты. В случае угрозы они попросят лично приехать Вас в ближайшее отделение банка.
- Не разглашайте данные карты и не сообщайте никому код, отправленный Вам в SMS..
- Не поддавайтесь на манипуляции мошенников, а лучше сразу сбрасывайте подозрительный звонок.
- В случае сомнений обратитесь в отделение банка, там Вы сможете получить квалифицированную помощь по интересующим вопросам.
- Не переходите по сомнительным ссылкам, которые приходят Вам в SMS или на электронную почту.
- Не реагируйте на предложения инвестировать без рисков или с большой прибылью.
- В случае снятия денег в банкомате закрывайте рукой панель клавиатуры в то время, пока вводите ПИН-код. Также осмотрите банкомат на наличие посторонних предметов.