Почему, собственно, 20-й век породил и сделал бешено популярными такие направления в искусстве, как сюрреализм, фантастический и магический реализм? Век научно-технической революции, крушения колониальных империй, революций политических и социальных, век двух мировых войн, он был богат событиями. Но, видимо, людям, в нем жившим, все же чего-то не хватало, раз искусство так активно обратилось от изображения действительно существующего мира к изображению фантастического, сказочного, подсознательного, мистического и нелогичного.
Реальность, конечно, накладывает свой отпечаток даже на самые отвлеченные фантазии. Мне хотелось бы показать вам трёх мастеров, каждый из которых по-своему выстраивает систему отношений фантазии с реальностью. Начнем по старшинству — с художника, который стоит у самых истоков магического или фантастического реализма.
Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене. Отец, Максимилиан Фукс, был евреем, а мать, Леопольдина — христианкой. После присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году, отцу пришлось бежать из страны, а маленький Эрнст, будучи наполовину евреем, был отправлен в концлагерь. Чтобы спасти ребенка, мать пошла на формальный развод с отцом, и в 1942 году мальчик был крещен в католическую веру.
Леопольдина имела возможность обучать сына дома, поскольку в обычные школы путь ему был заказан. Так как уже в те годы давали знать себя художественные способности Эрнста, его, помимо общеобразовательных предметов обучали живописи и скульптуре. Сразу после войны, в возрасте 15 лет, юноша поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, где становится самым молодым студентом. Его принимают в класс профессора Альберта фон Гютерсло, выдающегося педагога своего времени.
В 1947 году Фукс знакомится с сюрреалистами, а уже в 1948-м, вместе со своими соучениками по Академии – Брауэром, Хауснером, Хаттером и Лехмденом создаёт Венскую Школу Фантастического Реализма.
С этого момента всё в его жизни и волшебно, и фантастично.
Он сильно стеснен материально, практически голодает, и, тем не менее, путешествует по Европе. В Вене успевает жениться – в первый раз. Рождаются двое детей. Затем едет в Париж, знакомится там с Бретоном и Сартром. Живёт в кафе, поскольку на жильё денег нет. Там же, в кафе, и работает – неустанно рисует и пишет. В 1951-м встречается с Сальвадором Дали, которого заинтересовали его работы. Продолжает рисовать, материально бедствовать, увлекается философией и алхимией. Знакомится в Париже с американкой мисс Джерри Кронгольд, женится второй раз. Рождается сын. Нет, сначала рождается сын, а потом пара оформляет отношения. Всего, по сведениям из разных источников, у него в течение жизни получилось то ли 15, то ли 16 детей - в основном внебрачных.
Он вводит в свои работы всё больше зашифрованных философских и мистических элементов. В 1953 году Фукс и Кронгольд едут в Америку. Там художник знакомится со знаменитой галеристкой Пеги Гуггенхайм. А в 1956-м, словно следуя зову какого-то голоса свыше, он едет в Израиль, поселяется в бенедиктинском монастыре на горе Сион и работает там над картиной «Тайная вечеря», изучая иконописную символику.
Затем возвращается в Вену, где создаёт триптих «Мистерии святого Розенкранца» для одного из городских приходов. Работа задумывалась как иконостас, но то, что получилось, так шокировало паству, что панно потребовали убрать. К счастью для Фукса, а возможно и для будущих зрителей, заказчики встали на сторону художника.
С этого момента начинает расти его популярность. Он снова «странствует», но теперь уже как желанный гость, исполнитель многочисленных заказов. Его выставки проходят в Европе, Америке и Японии. В 1962 году он женится в третий раз, и вместе с женой Евой-Кристиной открывает собственную галерею.
Художник не только совершенствует свой стиль в графике и живописи, но и активно расширяет свой творческий диапазон: занимается скульптурой, архитектурным проектированием, реализует себя в музыке и литературе.
Что можно в целом сказать о тематике, технике и стилистике Эрнста Фукса? Они необычны, это ясно из самого названия стиля. И, я бы сказал, первыми приходят на ум три характеристики: Гротеск, Эклектика, Противоречие.
Большинство образов Фукса – гротесковые. Объективность изображения даже самого простого объекта – это не про него. Утрируется и деформируется очень многое, однако не всё подряд. Как будто для противовеса многочисленным деформациям и даже уродствам во многие работы вводятся образы, обладающие столь же подчеркнутой классической красотой. Хотя и в них ощущается некая болезненность, они всегда - «на грани». Можно сказать, что этот мастер вообще не проводит границы между прекрасным и уродливым. Некрасивое – красиво, не в традиционном понимании гармоничности пропорций, а в смысле «красиво сделано».
Фукс эклектичен, он постоянно что-то у кого-то заимствует и переплавляет на огне собственного художественного темперамента. Традиционные приёмы художников европейского средневековья и Возрождения, ассирийские рельефы, абстрактный декор, текстурные импровизации, Босх, Блейк, Гюстав Моро – всё это, и многое другое можно найти в его работах. Он мешает не только стили. Он смешивает виды искусств. В его живописи есть немало от графики и скульптуры. Порой живопись прямо-таки имитирует скульптурный рельеф.
Фукс противоречив. Смысл его работ никогда не открывается нам до конца, всегда есть какая-то деталь, которая находится в противоречии с общей картиной. Например, в сцене с распятым Христом, чем-то напоминающей аналогичный сюжет Грюневальда, вдруг появляется крошечный мальчик в матроске. В религиозном открывается эротическое, в жутком – забавное, в грандиозном – микроскопическое.
Следует упомянуть по меньшей мере два крупных проекта Фукса, где его талант проявился сразу в нескольких ипостасях – как живописца, скульптора, дизайнера и архитектора.
Это вилла Вагнер в Вене, которую художник приобрел и переоборудовал под свою студию, дополнив ее экстерьер и интерьеры собственными работами. Там находятся и его картины, и скульптуры, и созданные по его эскизам мебель и светильники. Сейчас эта вилла - его музей.
И тот проект, который сам художник называл «делом жизни», Lebenswerk, magnum opus – Собор св. Эгидия и Часовня Апокалипсиса в Клагенфурте.
Это –квинтэссенция творческого дара Фукса, высшая ступень синтеза всех его устремлений. Работа над проектом заняла у мастера 20 лет. Если сравнивать с чем-то, то вспоминается, ни много ни мало, роспись Сикстинской Капеллы Микеланджело. Здесь – тоже картина мира, со множеством элементов, мифологических и реальных, соединенных, сплетенных в некий грандиозный клубок. Разница в том, что у великого флорентинца образы, несмотря на огромное внутренне напряжение, всё же соединяются в гармонию. У современного творца они, обладая чудовищным накалом, так и не сплавляются воедино, а образуют какую-то какофонию диссонансов. Они очень красивы, их можно разглядывать бесконечно, но все вместе они просто взрывают мозг. И цвета, цвета! Необычайно яркие, даже кислотные – это, конечно, тоже сделано намеренно. Мир стал очень сложным, в нём всё сосуществует и борется, он ужасен и прекрасен одновременно. Такое примерно послание оставил нам после себя венский фантаст.
Скончался художник в 2015 году, прожив долгую и полную невероятных, фантастических событий жизнь.
Он выставлялся в Русском музее в Санкт-Петербурге в 1993 году, а в 2001-м посетил Москву и Третьяковскую галерею. Однако по большому счёту он не слишком у нас известен. Очень хотелось бы узнать ваше мнение о нём в комментариях.
И ожидайте второго мастера - Иштвана Шандорфи.
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.