Уже в конце 15 века начался распад Литовского княжества, православные русские и даже литовские князья начали отходить от Литвы на службу к Московскому великому князю. Это князья Воротынские, Трубецкие, Глинские. Но протестантское влияние ослабило энергию католической пропаганды среди Литовской Руси, население которой перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству.
Этот поворот, особенно в период правления Сигизмунда-Августа, отменил постановление Городельского сейма, запрещавшего православным занимать государственные и общественные должности, сделал возможным продолжение политической унии Литвы и Польши в Люблине в 1569 году. Речь Посполитая стала объединением двух равноправных половин единого государства. Это была республикански устроенная, избирательная монархия. Во главе государства становился король, избираемый общим сеймом «Короны» (Польши) и «Княжества» (Литвы).
Но по этой унии, некоторые области Руси, входившие в состав Литовского княжества, отходили к «Короне» - Подляхия (западня часть Гродненской губернии), Волынь, Киев и Полтава, с частью Подолии, Браславским воеводством, часть Черниговщины.
Это имело чрезвычайно важные последствия: поляки достигли того, чего они добивались почти 200 лет - вечного соединения своего государства с Литвой и присоединения к Польше заманчивых по природным богатствам областей Юго-Западной Руси. Господство шляхты, пожизненные, а местами и наследственные уряды (высшие правительственные должности), магдебургское право - таковы три новости , привнесенные в Литовскую Русь польским влиянием.
Люблинская уния, своими следствиями, сообщило усиленное действие и четвертой новости, ранее подготовлявшейся польским влиянием - крепостному праву. С присоединением русских областей по обе стороны Днепра к «Короне», здесь стала водворяться польская администрация, вытесняя русскую, а под ее покровом сюда двинулась польская, «голодная» шляхта, захватывая здесь земли и привнося польское крепостное право.
Личность крестьянина представлялась на усмотрение пана рыцаря. Шляхта присвоила себе право жизни и смерти над своими крестьянами: «убить холопа для шляхтича было все равно, что убить собаку», так говорили современные польские писатели. Русские для них были «пся крев». Убегая от неволи, которая крепкой петлей начала затягиваться нашее русского крестьянина, сельское население усиленно отливало из внутренних областей «короны» и княжества к безбрежным степям, которые назывались «крымские украины».
Беглецы спускались все ниже по Днепру и Восточному Бугу, куда еще не успел пробраться щляхтич. Но вслед за беглецами двинулась и шляхта, выпрашивая в пожизненное владения, или просто захватывая обширные пустующие земли и власть в приграничных городах - Браславе, Каневе, Черкассах, Переславле, приманивая щедрыми льготами беглых мещан и крестьян. Самые знатные и высокопоставленные люди, князья Острожские, Вишневецкие, паны Потоцкие, Замойские и другие, расхищали земли по Днепру и его степным притокам.
Благодаря этому процессу, степи «крымской украины» быстро оживали. В короткое время, здесь возникали десятки новых местечек, сотнями и тысячами хутора и селения. Одновременно с этим шло укрепление степей «заставами». Из этих военных обществ, в постоянной борьбе с шайками татар, и складывалось малороссийское казачество. Так польская колонизация дала толчок освоения «Дикой степи».
Еще в 16 веке «казаками» на Руси, называли наемных рабочих, батрачивших по крестьянским дворам, людей без определенного занятия и постоянного места жительства, таково было первоначальное общее значение слова «казак». Позднее, этому бродячему, бездомному классу на Руси, было дано значение вольных, гулящих людей, вольницы.
Особенно благоприятную почву для своего развития нашел этот люд в южных краях Руси, смежных со степью, условия которой сообщили ему особый характер.
Когда стала забываться гроза татарского погрома, завязалась хроническая, мелкая борьба русского степного пограничья с бродившими по степям татарами. «Крымская украина» родила воинственный народ - казаков, черкесов, как их стали называть в Москве, сборище смелых и отчаянных людей. Главная их цель - добыча, которую можно добыть саблею. Казаки были беспечны, пьяны и расточительны, жили сегодняшним днем. Против татар применяли их же тактику внезапных налетов, оправдывая свои набеги необходимостью войны с неверными, за сохранение чистоты веры.
Исходным и опорным пунктом этой борьбы служили пограничные города. Здесь начал складываться класс людей, с оружием в руках, уходивших в степь для звериного и рыбного промысла. Люди отважные и бедные, надо думать, получали средства для своих опасных промыслов от местных торговцев, которым и сбывали свою добычу. Как привычных к степной борьбе ратников их могли поддерживать и местные князья. Этим людям, при постоянных столкновениях с такими же степными добытчиками и было присвоено название «казаков», потом распространившееся на вольных и бездомных батраков и в северной Руси.
Древнейшее известие говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444 году. В десятках степных уездов 16 века встречаются заметки о том или ином захудалом сыне боярском: «сбрел в степь, сошел в казаки». Первоначальной родиной казачества, можно считать линию пограничных со степью русских городов, лежащую от средней Волги на Рязань, Тулу, потом переламывавшуюся круто на юг и упиравшуюся в Днепр, по черте Путивля и Переяславля.
Во время ослабления орды, казачество сделало еще один шаг в своем наступлении на степь. Городовые казаки, и прежде всего Рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в областях верхнего Дона. Донских казаков едва ли не следует считать первообразом степного казачества. По крайней мере, ко второй половине 16 века, когда казачество запорожское начинало устраиваться в военное общество, донское являлось уже устроенным.
Сохранилась челобитная новокрещена казака, из крымских татар. В 1589 году он выехал из Крыма на Дон и служил там государю московскому 15 лет, «крымских людей грамливал и на крымских людей и улусы крымские воевать с донскими, хаживал, а с Дону в Путивль пришел». Он просил государя, освободить его двор в Путивле от налогов и повинностей, «обелить» и велеть ему служить царскую службу с «белодворцами».
Известия о казаках днепровских идут позже рязанских, с конца 15 века. Существует две точки зрения на происхождение «украинного» казачества. Первая - элитарная, когда литовцы распустили свои княжеские дружины, оставшиеся без дела дружинники, ушли на юг. Их вождями стали бывшие воеводы князя Дмитрия Вишневецкого. Вторая точка зрения, - что казаками стали беглые крепостные правобережья (бежали от польских панов, начавших закрепощение «посполитных» крестьян), и левобережья, по той же причине и опасавшиеся расправы за «воровство» в смутное время, которые бежали из русских земель.
Скорее всего, «украинное» казачество формировалось при сочетании этих двух источников. Их происхождение и первоначальное общественное обличье было так же просто, как и в других местах. Весной и летом эти прихожие казаки работали на «уходах», промысловых угодьях, по Днепру и его степным притокам, а на зиму стягивались со своей добычей в приднепровских городах и здесь осаживались, особенно в Каневе и Черкасах, ставшими ранними и главными местами сосредоточения «украинных» казаков.
Привычные к степи, казаки обеспечивали лучшую оборону страны от татарских набегов. Но это было обоюдоострое оружие. Одним из степных отхожих промыслов, даже главным промыслом, были их ответные набеги на татарские и турецкие земли, на которые казаки нападали как с суши, так и на челнах, с моря.
Еще в начале 16 века в Варшаве созрел план, как сделать казачество безвредным, не мешая ему быть полезным. План состоял в том, чтобы из беспорядочной и все разрастающейся массы казакующих, выделить наиболее благонадежную часть и взять ее на государственную службу, с жалованием и обязанностью, оборонять «крымские украины», а остальных поворотить в прежний уклад жизни. Так в 1570 году был создан поляками постоянный отряд в 300 штатных, списочных, «реестровых», казаков, как они стали называться.
При Стефане Батории штат был увеличен до 500, потом постепенно увеличивался, и наконец, в 1625 году доведен до 6 тысяч. Таким образом, организованное «украинное» казачество начиналось с банальной пограничной службы на рубежах с «Дикой степью». Но рост казацкого штата не убавлял заштатного казачества, которых поляки пытались вернуть в «поспольство» (крестьянство), покинутым им повинностям.
Но люди, уже отведавшие казацкой воли, упирались и считали себя в праве не слушаться, так как, тоже правительство, которое загоняло их как мужиков под панское ярмо, во время войн обращалось к ним за помощью и призывало их под знамена не в списочном числе, а десятками тысяч. Такой двуличный образ действий польского правительства, поселял в «заштатных» озлобление и приготовлял из них взрывчатую массу, легко разгоравшуюся в пожар, как скоро у нее появлялся хороший вожак. Так на нижнем Днепре, свивалось казацкое гнездо, в котором «украинное» казацкое недовольство находило себе убежище и питомник, перерабатывавший его в открытое восстание. То было Запорожье.
Уважаемые читатели,подписывайтесь на канал. Публикация статей по истории Украины будет продолжена.Спасибо за подписку и за то, что дочитали до конца.