Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить об одном из самых самобытных и уникальных готических рассказов во всей Европейской литературе....
"Собака" повествует нам о помещике, Порфирии Капитоныче, который живет в небольшом именьице под Козельском, и в один прекрасный день, у этого вполне себе добропорядочного гражданина, под кроватью начинает скрестись собака.
Естественно ни слуга, ни сам помещик эту собаку найти не может, да и сам скрежет в комнате прекращается, стоит только зажечь свечку.
Порфирий Капитоныч в целом не особо испугался и приноровился спать под собачьи звуки.
В один день он так охрабрел, что решил разыграть своего соседа и пригласил его к себе на ночь (под предлогом поиграть в карты).
Сосед малость удивился от таких шуток и направил своего хорошего знакомого к одному священнику-старообрядцу, а тот, в свою очередь, направил Порфирия Капитоныча к старцу-старообрядцу, так как сам решить проблему не смог.
Ну а старец сказал следующее:
«Встаньте, господин, — проговорил он наконец. — Вам помочь можно. Это вам не в наказание наслано, а в предостережение; это, значит, попечение о вас имеется; добре, знать, кто за вас молится. Ступайте вы теперь на базар и купите вы себе собаку-щенка, которого вы при себе держите неотлучно — день и ночь. Ваши виденья прекратятся, да и, кроме того, будет вам та собака на потребу».
Дальше я вам рассказывать не буду. Скажу лишь, то, что это все было лишь самое начало и в дальнейшем вы увидите несколько очень мощных сцен...
Так в чем же уникальность этого рассказа?
В том, что Тургенев смог без готического мировоззрения написать очень страшную историю, но самое главное то, как он это сделал.
Потрясающий, интеллигентный и добрый юмор пронизывает весь этот рассказ, а его конец будто бы смеется над всеми правилами готики, так как он... Положительный!
Основная мысль рассказа заключается в том, что у человека внезапно проснулась душа, которая спасает его от ужасающего события.
Причем душа в Порфирии Капитоныче в последствии сохранилась, и Иван Сергеевич Тургенев показывает это через беседу его героя с другими помещиками и служителями, где главный персонаж выглядит, как самый добрый и чистый человек (Если что, именно через беседу помещиков и показана эта история).
Тургенев в целом смог создать удивительный образ души в русской литературе. Меня, честно говоря, всегда из-за этого смущал Филип Пуллман с его "Темными Началами", где эта идея фактически взята за основу в изображении деймонов.
Дело в том, что Тургенев изобразил душу человека (чаще всего охотника) в форме верной собаки, которая направляет и защищает своего "хозяина", в тех же "Записках охотника" мы видим похожий прием с Дианкой.
Смущал меня Филип Пуллман из-за того, что я не могу определить сам ли он дошел до этой потрясающей параллели с миром человека, миром животного и душой, или все же позаимствовал (что абсолютно нормально) у И.С. Тургенева. Меня этот вопрос периодически посещает, и я до сих пор на него ответа дать не могу.
Если вы еще не читали это замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева, то обязательно уделите ему полчаса вашего времени. Поверьте мне, вы получите незабываемые эмоции и размышления!