Среди потока сообщений об очередных санкциях против России, об уходящих из неё различных иностранных фирмах, прошло одно, которое меня не то, чтобы очень сильно, но зацепило.
Речь идёт о McDonald's, впервые появившейся в Москве более 30 лет назад.
«McDonald's временно закрывает 850 своих ресторанов в России - заявление компании.
Отмечается, что в России на McDonald's работают 62 тысячи сотрудников.
Также сеть работает с сотнями местных, российских поставщиков и партнеров, которые производят продукты для ресторанов».
Сначала немного воспоминаний.
На улице Горького в Москве было кафе «Лира». По молодости я бывал в нём несколько раз. Не знаю чем, но оно нравилось мне. Казалось мне каким-то уютным.
И вот на месте этого кафе 31 января 1990 года открылась «забегаловка» (это наиболее чёткое определение «фастфуда) made in USA.
И что тут началось!..
Чтобы попасть внутрь и причаститься американских таинств люди стояли – зимой! – в многочасовых очередях. Какой там к лешему фастфуд!
И это творилось только ради обыкновенной котлеты с булочкой!
Эти очереди нам показывали по телевизору, взахлёб рассказывая о заморском чуде чудесатом.
Признаюсь, я видя это, испытывал "испанский стыд" за своих соотечественников, среди которых большинство было, уверен, москвичами. Подобный стыд я испытывал, когда увидел, что вытворял пьяный Ельцин в свой первый, ещё допрезидентский приезд в Штаты.
Потом «забегаловки» «Макдоналдс», по недоразумению называемые ресторанами, расплодились по всей нашей стране, стали обыденностью.
Мне лет двадцать назад довелось побывать в одном из них где-то в окраинном районе столицы.
Выйдя зимой из метро на улицу, я понял, что мне надо зайти в туалет. На глаза попался «Макдоналдс». Он меня и выручил.
Когда моя жена, - в середине 90-х полгода проходившая стажировку в Кембриджском университете, - вернулась домой, она рассказывала, что в Лондоне большинство посетителей тамошних McDonald's составляли местные негры.
Надо отдать должное быстрому и чёткому обслуживанию клиентов сотрудниками «Макдоналдс». В этом я дважды убеждался, когда мы с зятем заезжали к окошкам «Макдоналдс» по дороге на дачу.
Зять заказывал еду и питьё из окошка автомобиля. Вот там – подлинный фастфуд. По скорости.
Но по вкусу я признал лишь креветки. Однажды пробовал и котлету в булке. Не знаю, каким был этот «мак», но мне не понравился. Котлета была безвкусной. Даже раньше я лучше жарил.
На этом заканчиваю свои воспоминания о знакомстве с «Макдоналдс».
Что касается закрытия в России их «ресторанов», в которых, оказывается, работало «62 тысячи сотрудников», отмечу, что работодатели обещают им платить заработную плату во время простоя.
Похвально. Впечатляет.
А цифры в 62 тысячи работников по всей стране, в одночасье ставших безработными, то меня, бОльшую часть жизни проработавшего на столичных заводах, подобные цифры оставляют равнодушными.
Помнится, когда в начале 90-х закрывали, рушили московские заводы, то только на ЗИЛе за ворота выставили более 100 тысяч специалистов.
Больше 30 тысяч – на 1 ГПЗ, ещё больше – на АЗЛК…
Не тех, кто владеет искусством – подай, принеси,
а подлинных мастеров, годами учившихся своей профессии, выпускавших продукцию, на которой держалась вся страна и которую закупали заграничные покупатели.
Ту продукцию, которой так не хватает сегодня нашей стране, в которой – ни своих станков, автомобилей, самолётов, тех же подшипников…
А что касается российских «Макдоналдсов», то неужели нельзя их заменить чем-то более полезным, заменив вредную для здоровья продукцию, сохранив схожие чёткость и быстроту обслуживания?
Надоело испытывать жгучий стыд за то, что огромная страна, родина Левши, ещё недавно славившаяся своими достижениями в науке и технике, превратилась в страну рукозадых, не способных прожить без китайских и прочих иноземных товаров.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.