Я публикую рассказы о моём папе, о том, каким его видел я, о том, что мне рассказывали родственники и о том времени. Продолжение. Начало тут:
Рассказ четвертый.
Бабушка вела домашнее хозяйство, но кроме этого у неё была швейная машинка зингер, на чугунной станине с педальным приводом!
Она шила и перешивала вещи - Папа и его младший брат несмотря на войну, голод, росли и эта машинка была просто необходима.
В городе было проще с вещами, можно было достать нитки и даже некоторые виды тканей, но проще считалось перешивать одежду от взрослых к старшим детям, от старших к младшим.
Папа и его братик росли, и однажды Бабушка решилась - поехать с товарками в деревню попробовать обменять малые вещи на продукты. Ведь в деревнях картина была другая: продуктами они себя еще могли обеспечить, и голод не так остро чувствовался, а вот товары промышленности, работа которой была полностью переориентирована на снабжение армии и фронта, там были дефицитны.
Хочу отметить и тот факт, что река которая пересекает наш город в те годы была серьёзным препятствием был всего один мост и тот железнодорожный, пешком по нему ходить не полагалось, (надо отдать должное и сейчас его охраняет вооруженная охрана), Электричек пригородных тоже не было одна лазейка была - попроситься на крышу вагона шедшего в нужном направлении. Риск разумеется был, но в военное время, если груз был не особо секретный железнодорожники не отказывали людям.
Ехали до ближайшей крупной станции, там была остановка, паровоз заправляли водой, углём, если подходило время, дровами - ведь до сих пор можно увидеть на РЖД как кипятят чай в дровяных "самоварах". хотя уж к 21му веку электричество сильно потеснило дрова и уголь.
На базаре так или иначе удалось выменять вещи на продукты - в основном крупы, гречка, овес, пшеница, но и даже получилось достать масло, настоящее сливочное масло. Обратный путь был только на утро, ночевать пришлось на станции, спали по очереди. Но это и к лучшему - засветло до дома не дойти, а тем более с таким "богатством" ночами в городе могли работать "лихие люди".
Дети были в это время у прабабушки и прадеда (здесь и далее я указываю степень родства относительно меня. ) возраст уже не позволял прадеду быть призванным на фронт, но и в тылу он служил стране, выполняя важную работу - он был бакенщиком. Вы, наверное замечали ночью на судоходных реках такие "поплавки" разных форм и расцветок , они еще по ночам мигают огнями. Это вот те самые "Бакена" - показывают капитанам границы судового хода, и некоторые особенности участка реки (например каменистое дно). Это теперь они на батарейках, многие с аккумуляторами и солнечными батареями или гидротурбинами и обслуживают их раз в сезон. А тогда надо было каждый вечер плыть на лодке вдоль своего участка, зажигать вручную керосинку или свечку. А поутру, едва рассвет - гасить, чтобы днем экономить топливо. Вот прадед и занимался этим непростым делом - мотора нет, всё на веслах, на веслах а течение реки бвло огого, до 5-6 км /час плотину гидроэлектростанции построили тольео после войны.
Еще прадеду выдавался тротил, детонаторы и бикфордов шнур для того чтобы взрывать лед по весне, если городским постройкам угрожало подтопление. (учет этого хозяйства велся не совсем чётко, детонаторы папа с братом нередко использовали не по назначению, а как мы в современном мире используем китайские петарды, только вот мощность сейчас снижена. Один детонатор долежал в отцовских запасах до меня! я его лично бахнул в 80-х годах еще.)
Когда бабушка вернулась с базара - был праздник, семья собралась и прадеды и дети, у деда был выходной. Сварили кастюлю гречневой каши. Бабушка достала кусок масла, выделила каждому по ложке. Каша горячая, масло быстро тает младшему папиному брату положили первому, он, как и полагается малышам баловался, а утихомирился только когда увидел что всем что то докладывают в тарелки. Спросил что это, ему ответили - масло. Он глядит в свою тарелку - нет масла. (кусочек то растаял уже) и говорит: " А мне масла???". Ему стали обьяснять что уже положили, и оно растаяло, а он заявил: "А я не видел" и в рев.
Пришлось бабушке выдать малышу вторую порцию. Уж не знаю была ли это детская хитрость или что то другое, но эту историю в семье нередко вспоминали и после войны когда большая семья, друзья и соседи собирались за столом на праздники. Вспоминали то трудное время и понимали, что они эти трудности преодолели вместе.
предыдущие рассказы Здесь:
.