Мотопутешествие протяженностью 7974км в мае-июне 2019г в Горный Алтай на стареньком мотоцикле Хонда Брос 400...
Пролог.
Приобрел под конец прошлого сезона Хонду Брос, захотел рвануть в новую поездку. Горный Алтай определенно тянул меня уже давно, так сказать один из списка целей и мест для посещения в жизни, грех не увидеть такую красочную и таинственную локацию на нашей планете, тем более у нас в России. Конечно, эту поездку откладывал до «лучших времен» и планировал поехать на каком-нибудь турэндуро. Но ближе к весне решил, а чего ждать?! Лучшие времена при мне, надо действовать, можно и на Бросе упылить в маршрут. За пару месяцев почитал кое-какую информацию про Горный Алтай, прикинул маршрут, наметил ключевые точки. Главным неудобством своего мотоцикла посчитал малый по объему топливный бак на 12л, посему приобрел две канистры по 5л каждая, в одну залил бензин, во вторую воду, так как без воды: и не туды и не сюды, как говорится))
Часть 1. В путь.
Часть 1. В путь.
День 1. Выезжал из дома утром 18 мая, наметив для себя в первый день доехать до Чебаркуля, что рядом с Челябинском, и заночевать у озера, порыбачить вечером и с утра. Расстояние в 860км в этот день не осилил, часто попадал под дождь, а когда заехал в Уральские горы, время стало утекать быстрее, а пройденное расстояние не спешило его догонять. Проехав 758км, решил остановиться на ночлег, стало смеркаться и температура ощутимо понизилась. Съехав с трассы, где то между Юрюзанью и Златоустом и проехав по лесной дороге, немного углубился в Уральскую тайгу и разбил лагерь. Ставил палатку уже в темноте. Чтобы слегка обезопасить себя от непрошенных гостей в виде лесных обитателей, развел костер, дабы он немного продымил окрестности и тлел, хотя бы пол ночи. Так же немного подальше от палатки поставил канистру с бензином, все же запах техногенный, должен слегка отпугивать зверюшек, надеясь, что у них нет мопедов и тырить мой бензин им незачем)). Спал в пол уха, все таки в незнакомом глухом лесу расслабиться на 100% не получается, хочешь – не хочешь, а прислушиваешься сквозь сон к ночным шорохам, а потом все же засыпаешь.
День 2. Непредсказуемый Урал. Под утро проснулся от легкой утренней свежести и шума падающего снега на крышу палатки. Мм.., снег, люблю снег. Что, какой снег в конце мая?! Но погода не стала спрашивать моего мнения и щедро присыпала окружающий пейзаж снежным покрывалом. Необычно и красиво выглядела тайга в тот момент. Лето со своей яркой зеленью и зима со своим белоснежным безмолвием создали яркий контраст. Прям Инь и Янь, блин, думал я, сидя в палатке и попивая чай. Да и вообще любое дело надо начинать с чая, так думаю, моя методика)). Еще думал, что надо выбираться отсюда, двигаться дальше на восток, подальше от Уральских гор. Не известно, на сколько затянется непогода. На мое счастье ближе к обеду распогодилось, ненадолго вышло солнце, растопило снег и я рванул дальше по М5.
Счастье мое было не долгим, скоро повалил снег, снегопад просто. Трасса загружена, снег налипает на визор шлема, изнутри он моментально запотевает, так что приходиться ехать с открытым визором, получая по глазам и наглой рыжей морде постоянную порцию сырого снега, песка, воды и грязи из под колес фур, что идут передо мной. Дождевик не справлялся, стал промокать, в мотоботах плескалась вода, снега становилось больше. Тогда ощутил всю серьезность ситуации, асфальт частично был покрыт снегом, меньше снежной «каши» было по следам фур, за ними и держался. Главное не завалиться где-нибудь на спуске, раздавят, даже мяукнуть не успею, думал я. Снегопад не прекращался, ехать дальше был неоправданный риск, так что решил остановиться в ближайшем кафе или в подобном месте.
Уже заезжая на парковку, завалил все-таки мотоцикл, в том месте машины наледь накатали, не заметил под снегом. Не знаю от чего больше расстроился, от того, что подножку отломил или от того, что с ходу не смог мотоцикл поднять. Как так, всегда слегка недопонимал, как не больно тяжелые мотоциклы поднять не могут, а тут сам вроде парень не хилой, да Брос не такой тяжелый, хоть нагружен всяким дорожным барахлом. Метод поднятия типа становой тяги, только мотоцикл за тобой, а ты его поднимаешь за счет ног и спины, что показывают на видео, мне не подошел. Не за что ухватиться, сиденье и пластик можно оторвать, за другое, что ухватиться не сообразил. Так и пытался поднять за руль, аки велосипед, не очень удачно, ноги скользят по снегу, мотоцикл не подымается, переднее колесо начинает также скользить. Так и крутился вокруг мотоцикла минут 5, пока один из проезжающих водителей не остановился и не помог мне, спасибо тебе, добрый человек. Конечно, отвязав все вещи, мотоцикл бы поднял, но ты сохранил мне силы и время. Решил немного согреться и перекусить в кафе, заодно обдумать мое текущее положение. Собравшись с мыслями, переставил пассажирскую подножку вместо сломанной подножки водителя, не так удобно, конечно, но ездить можно, так всю поездку и проездил. Тронулся дальше в сторону Челябинска, водитель маршрутки, что ехал с той стороны и встретился мне на парковке, обнадежил, сказал, что надо еще немного потерпеть, снег скоро закончиться и у Чебаркуля светит солнце. Думаю, эти 100км, что проехал от места ночлега в таких погодных условиях, были самые тяжелые не только в эту поездку, но и вообще в моей молодой мототуристической жизни.
Проехал Челябинск, взял направление на Курган. Местами лил дождь, но это было уже не важно, так как еще с утра весь промок. Держался на морально-волевых, понимал, что сегодня надо остановиться в гостинице, если остановлюсь на ночевку в палатке, вероятно, слягу, т.к. просушить все вещи в сыром лесу дело не быстрое, да и температура воздуха ночью будет явно не летняя. Рядом с Курганом остановился в гостинице с названием М37 или что то вроде. Еле отогрелся под горячим душем, поужинал, развесил вещи для просушки и завалился спать. Итого проехал за это день всего 443км, но на себе ощутив и поняв, какие разные могут быть пройденные километры в зависимости от тяжести дорожных условий.
День 3. Вполне отдохнув и проведя каждодневный ритуал по переупаковке вещей и обслуживания мотоцикла, покинул гостиницу, двинулся дальше по маршруту. Все же, хотя я и приверженец «дикого» отдыха и ночевок в палатке, ощутил удобство ночевок в гостинице,- это и качественный отдых и экономия времени на распаковку-упаковку вещей, установку и складывание палатки утром и вечером, а это минимум 1,5-2 часа, которые можно потратить на дорогу. Но, не смотря на эти все плюсы, все таки неотъемлемой частью в мотопутешествии считаю для себя ночевки в палатке или под открытым небом, в идеальных условиях. В этот день проехал Ишим, Омск, остановился в березовой роще после него. Итог дня: 804км.
День 4. В это день проехал Новосибирск, доехал до Алтайского края. К сожалению, не попал на байк-пост у Игоря «Черного африканца» в Бийске, приехал в Бийск поздно ночью, по координатам то ли не разобрался, то ли еще чего, в общем, завели они меня в какое-то село рядом с Бийском, катался по селу, так ничего и не нашел. По геометке на фото, что в группе, точка была в самом городе у фонтана. Поехал туда, понарезал круги по ночной городской площади, поотвечал на расспросы местных полицейских, пофоткали даже меня, хм.., типа на всякий случай, вдруг я специально приехал в их городок, чтобы пошуметь. В общем, решил там не задерживаться, выехал из города, проехал немного по трассе, расположился в сосновом лесу. За этот день проехал 964км.
Часть 2. Алтайская эпопея.
День 5,6,7. Телецкое озеро.
Решил придерживаться намеченного плана и сначала посетить Телецкое озеро, пожить там несколько дней. Сытно отобедав и набравшись сил в Горно-Алтайске, заправив мотоцикл, двинулся в сторону села Артыбаш, что на берегу озера.
Расстояние от Горно-Алтайска до Артыбаша примерно 160 км. Отъехав от города и двигаясь по дороге, в полной мере стал любоваться пейзажами, ясно пришло ощущение «здесь и сейчас». Состояние это на протяжении всей поездки удержать сложно, оно приходит само по себе. Даже не состояние, а четкое понимание, озарение, вот она красота и краски окружающего мира, ощущение того, что ты находишься в нужный момент и в нужное время, словно ты должен был пройти определенный жизненный путь, чтобы суметь увидеть и почувствовать это все. Но вернемся к менее философскому повествованию.
Дорога красива и интересна. Серпантин достаточно плавный, очень крутых поворотов и подъемов со спусками не припомню. Слегка напрягал дождь и мысли, что поздновато выехал, до темноты добраться до Телецкого озера шансы были малы. Найти место и поставить палатку на новом месте в темноте, не очень удачное решение. Может поэтому или слегка заигрался на извилистой дороге, стал проходить повороты на более высокой скорости и сильнее закладывать мотоцикл, не смотря на дождь и заднюю турэндурную резину. Один из поворотов чуть не сыграл со мной злую шутку. Выглядел поворот не больно крутым, но оказался, каким то затяжным, в общем, глазомер подвел и скорость немного не та была. Не помещаясь в поворот, вылетел на обочину, тормозил уже на ней, мотоцикл кидало из стороны в сторону, уж не знаю каким чудом сумел проюзить полубоком по обочине метров 20 и не свалиться в кювет. Даже если бы сам не поломался, думаю, с мотоциклом была бы беда и можно завершать поездку. От этой ситуации и мыслей вмиг взбодрился, словно ушат холодной воды вылили за шиворот, и больше старался не хулиганить.
Приехал в Артыбаш уже ночью, пришлось поискать место, где поставить палатку. Нашел подходящее место на мыске у ручья, но чтобы туда добраться, нужно было пересечь этот ручей-переросток, что вспух от непрекращающегося дождя и был похож на маленькую речку. Постоял, подумал и вспомнил, что настоящие герои всегда идут в обход! Так что не стал нырять в пучину, вернулся немного назад и все же добрался до «своего» места через отгороженную для кемпингов территорию вдоль берега озера. Там, правда, шлагбаум был, я вежливо постоял, потарахтел мотором в ночи, похлопал мокрыми ушами. Никто не вышел. Ну, так не погибать же мне под этим вечным дождем на самом то деле. Аккуратно протиснулся между столбом и шлагбаумом и уаля, вот и место под палатку на мыске у впадения реки Тевенек, как просветила меня потом карта. Это место про себя я назвал «логовом островитянина».
3 дня провел на Телецком озере, пробовал рыбачить, но безрезультатно, с моей стороны шел мелководный берег, до глубокой части озера нужно было добираться на лодке, что и делали местные рыбаки, у меня ее, конечно же, не было. Также прогулялся по Экотропе вдоль Тевенека до водопада Третья речка.
Записался в экскурсию на катере по озеру. Гид весело и интересно рассказывал нам про Телецкое озеро, какие то факты, историю, не забывая лихо управлять своим катером. Прозрачность воды, берега окомляемые склонами гор, в некоторых местах скалистый берег вертикальной стеной обнажал свое геологическое прошлое, большое количество водопадов попадались на протяжении береговой линии. Основные крупные водопады мы посетили, Корбу, Чоодор, название других запамятовал. По дороге к одному из водопадов подивился огромному дереву, лиственница или кедр, не очень силен в хвойных, 1,5-2м в диаметре у корней, чувствуешь себя каким то муравьем на фоне таких гигантов. Удалось даже увидеть и запечатлеть остатки цветения маральника - родондедрон ледебура, массовое цветение которого отошло, и я уже не надеялся увидеть его. Так закончилось мое пребывание на Телецком озере.
Далее повествование будет написано по коротким записям из дневника, который я пытался вести в поездке, дабы не растягивать отчет о поездке до неприличных размеров и не мучить читателя.
По Чуйскому тракту.
День 8. В этот день выехал от села Артыбаш обратно к Горно-Алтайску, на Чуйский тракт, чтобы далее двигаться по нему. Остановился на ночлег за Манжероком на берегу Катуни. Километраж в день по Горному Алтаю решил не считать, общий потом выпишу.
День 9. Проснулся поздно, весь день шел дождь, пережидал в палатке, надоело мокнуть постоянно. Выехал во второй половине дня. Ближе к перевалу и на самом Семинском перевале был снег, изморось, туман, видимость почти нулевая, подъем и спуск плавный, не понял даже когда подъем перешел в спуск. Встал на ночлег в природном парке Уч Энмек.
День 10. Двинулся в сторону перевала Чике Таман. После перевала посетил место слияния рек Чуи и Катуни, хоть и не видно сильно разности цветов вод этих рек в данный момент (пишут, что ближе к осени контраст хорошо заметен), все же вид впечатляющий. Затем снова вернулся под перевал и остановился на ночевку сразу после съезда с перевала в живописном месте, кемпинг на берегу реки Большой Ильгумень, вроде как то так. Пытался ловить хариуса, но увы и ах. Пол ночи жег кастрик из душистых хвойных дров и пялился в звездное небо, звезды тут отпад, будто гораздо ближе и ярче светят.
День 11. Ничего так не бодрит, как купание в горной реке в мае, определенно! Ну как купание, окунулся не надолго в ледяную воду и выскочил обратно. Ощущения супер.
В этот день выдвинулся дальше по Чуйскому тракту с намерением доехать до Акташа, чутка еще проехать, где-нибудь заночевать, а на следующий день «брать» перевал Кату-Ярык.
После села Акташ, окружающие пейзажи снова изменились, здесь стало более прохладно, зелени меньше, а на озерах стоял лед. Тут я озадачился выбором места для ночевки, но случайным образом доехал до «Погранзаставы», где живет очень гостеприимный и веселый Валентин, пограничник в отставке. Место и общество было столь хорошим, что я не стал отказываться от предложенного ночлега и остался там даже на 2 дня. Если будете в тех краях, то непременно заезжайте к нему, найти его просто, от Акташа в направлении Улагана км 30, флаги, автомобили и остальной антураж заметен сразу, мимо не проедите.
День 12. Хорошенько отдохнув, двинулся к перевалу Кату-Ярык, до него примерно 80км от «Погранзаставы» из которых львиная доля - грунтовая дорога с «гребенкой», камнями и ямами, эх, бедолага мой мотоцикл, досталось ему. По дороге на перевал увидел горное озеро бирюзового цвета среди тайги.
На самом перевале, видимо воодушевленный словами Чингисхана, что прочел на плакате, решил спуститься вниз. Спускался осторожно на первой скорости, было чутка напряжно. А вот не чутка напряжно было подниматься обратно на этот перевал! Взмок аж весь и забыл как дышать пока забирался на первую ступень. Крутой угол подъема метров 100, большие камни и шебень, что норовил выскочить из под колеса, скакал как сайгак мой мотоцикл и я с ним. Дальше стало проще, пошел серпантин и я удачно завершил подъем и вернулся на базу. К вечеру истопили баню, после посидели за разговорами, слегка выпили, под мясо марала, недавно добытого местными алтайцами, которые частенько заезжают к Валентину.
День 13. После двухдневного отдыха на «Погранзаставе», снова продолжил движение дальше на юг по Чуйскому тракту. Посетил гейзерное озеро, проехал Курайскую и Чуйскую степи. Встретил 3 мототуристов из Красноярска, что ехали обратно, после путешествия по Монголии. Чуток проехались вместе, обменялись с одним из них контактами на всякий случай, да разъехались.
Добрался до села Кош-Агач. Закупился продуктами да носками из верблюжий и шерсти яка для своей семьи, как посоветовал мне Валентин. Выехал из села и поставил палатку у небольшого озера, где, как донесла мне разведка, водилась рыба – осман, которую запросто можно наловить удочкой. Рыба не ценная, но на уху сгодится, что я и сделал, наловив ее в достаточном количестве.
День 14. Проснулся от сильного ветра. Вышел из палатки и понял : «Хьюстон, у нас проблемы!». Шел шквалистый ветер по степи, гнал пыль, что фронтом двигалась в мою сторону. Уж не знаю, как все это выдержала моя палатка, ее сминало до земли, колья выдирало из земли. Ни о каком сне и чаепитии не могло быть и речи! Я понимал, что палатка не сможет весь день принимать удары стихии, оставалось напряженно ждать, когда шквалистый ветер, а потом и дождь успокоятся, или быть готовым собирать свои вещи по степи.
Благо через пару часов все успокоилось и я совершил последний рывок до села Ташанта, конца Чуйского тракта, границы России и Монголии. Правда остановился метров за 50 от блокпоста, дабы не нервировать никого и не вести диалоги. Затем вернулся обратно по Чуйском тракту, с намерением на обратном пути заехать посмотреть локации «Марс» и «Марс2», но не смог доехать, ибо надо было переезжать вброд горную реку, но уровень поднялся и я не стал рисковать.
На обратном пути снова заехал к Валентину с ночевкой, как обещал, да так и удобно, сложил и перевязал все вещи, обслужил мотоцикл, чтобы утром не терять времени, а сразу выезжать в обратный путь. С одной стороны грустно покидать такие красивые места и новых знакомых, с другой стороны, чувствуется усталость, я много впитал в себя красот и впечатлений, полон как сосуд, пока больше не влезет, пора возвращаться и потихоньку делится этим всем с другими.
День 15. С утра выдвинулся в сторону дома по Чуйскому тракту. По пути решил остановиться и последний разок попытать счастья, в очередной раз попробовать поймать хариуса на том чудном месте, где останавливался однажды под перевалом Чике Таман. Через пол часа закинув снасть у водоворота за пнем, увидел поклевку, подсек, и вот он, мой первый красавец хариус! Ю-ху, я очень рад! Покидав еще снасть, оторвал крючок, доставать новый и чинить удочку не стал, хотя соблазн остаться на денек в этом месте был. Но все же решил, хариуса я увидел, поймал, а вечером съем.
Проехал в этот день около 500км, последние часы снова под дождем. Остановился чуть дальше Бийска в сторону Барнаула. Поставил палатку, запек хариуса на углях, попялился в костер, лег спать со спокойной душой. Поймать и слопать хариуса-выполнено)).
День 16. Поздно встал, долго просушивал и увязывал вещи, в итоге выехал ближе к обеду. Ничего необычного и запоминающегося. Проехал 700км. Остановился в березовой роще где то между Новосибирском и Омском.
День 17. Проехал 1004км, остановился в той же гостинице рядом с Курганом, где останавливался, с той целью, чтобы полноценно отдохнуть и не терять время утром для складывания палатки и упаковки вещей.
День 18. Самый насыщенный день по километрам и времени проведенным за рулем. Новый рекорд для меня, 1214км примерно за 19 часов. Я дома около 3ч ночи, устал как собака.
Эпилог.
Сказать что Горный Алтай меня поразил,- значит ничего не сказать! Это место красоты и силы, свой мир, концентрация того, чего обычно ищешь в повседневной жизни, собираешь по крупицам, а тут вот тебе, бери, если сможешь принять и унести. Сам это даже не ожидал, но ощутил, что для первой поездки мне хватило меньше 2 недель нахождения в Горном Алтае, устал в хорошем, правильном смысле этого слова. Многое осталось неизведанным, пришло понимание того, что для некоторых мест, чтобы оценить всю красоту, грандиозность и важность, необходимо и самому подрасти в духовных и душевных качествах, порой чувствовал себя учеником начальной школы в академии наук. Горный Алтай непомерно силен, многогранен, ощутил связь с ним, свои истоки, будто здесь и должен быть, я был здесь и сейчас.