Найти тему

Алтйская эпопея или мотопутешествие мечты...

Мотопутешествие протяженностью 7974км в мае-июне 2019г в Горный Алтай на стареньком мотоцикле Хонда Брос 400...

Пролог.

Приобрел под конец прошлого сезона Хонду Брос, захотел рвануть в новую поездку. Горный Алтай определенно тянул меня уже давно, так сказать один из списка целей и мест для посещения в жизни, грех не увидеть такую красочную и таинственную локацию на нашей планете, тем более у нас в России. Конечно, эту поездку откладывал до «лучших времен» и планировал поехать на каком-нибудь турэндуро. Но ближе к весне решил, а чего ждать?! Лучшие времена при мне, надо действовать, можно и на Бросе упылить в маршрут. За пару месяцев почитал кое-какую информацию про Горный Алтай, прикинул маршрут, наметил ключевые точки. Главным неудобством своего мотоцикла посчитал малый по объему топливный бак на 12л, посему приобрел две канистры по 5л каждая, в одну залил бензин, во вторую воду, так как без воды: и не туды и не сюды, как говорится))

Часть 1. В путь.

в начале пути мотоцикл бодр, свеж, орёл))
в начале пути мотоцикл бодр, свеж, орёл))

Часть 1. В путь.

День 1. Выезжал из дома утром 18 мая, наметив для себя в первый день доехать до Чебаркуля, что рядом с Челябинском, и заночевать у озера, порыбачить вечером и с утра. Расстояние в 860км в этот день не осилил, часто попадал под дождь, а когда заехал в Уральские горы, время стало утекать быстрее, а пройденное расстояние не спешило его догонять. Проехав 758км, решил остановиться на ночлег, стало смеркаться и температура ощутимо понизилась. Съехав с трассы, где то между Юрюзанью и Златоустом и проехав по лесной дороге, немного углубился в Уральскую тайгу и разбил лагерь. Ставил палатку уже в темноте. Чтобы слегка обезопасить себя от непрошенных гостей в виде лесных обитателей, развел костер, дабы он немного продымил окрестности и тлел, хотя бы пол ночи. Так же немного подальше от палатки поставил канистру с бензином, все же запах техногенный, должен слегка отпугивать зверюшек, надеясь, что у них нет мопедов и тырить мой бензин им незачем)). Спал в пол уха, все таки в незнакомом глухом лесу расслабиться на 100% не получается, хочешь – не хочешь, а прислушиваешься сквозь сон к ночным шорохам, а потом все же засыпаешь.

вечером было так
вечером было так

День 2. Непредсказуемый Урал. Под утро проснулся от легкой утренней свежести и шума падающего снега на крышу палатки. Мм.., снег, люблю снег. Что, какой снег в конце мая?! Но погода не стала спрашивать моего мнения и щедро присыпала окружающий пейзаж снежным покрывалом. Необычно и красиво выглядела тайга в тот момент. Лето со своей яркой зеленью и зима со своим белоснежным безмолвием создали яркий контраст. Прям Инь и Янь, блин, думал я, сидя в палатке и попивая чай. Да и вообще любое дело надо начинать с чая, так думаю, моя методика)). Еще думал, что надо выбираться отсюда, двигаться дальше на восток, подальше от Уральских гор. Не известно, на сколько затянется непогода. На мое счастье ближе к обеду распогодилось, ненадолго вышло солнце, растопило снег и я рванул дальше по М5.

утром вот так…
утром вот так…

-5
ближе к обеду распогодилось
ближе к обеду распогодилось

Счастье мое было не долгим, скоро повалил снег, снегопад просто. Трасса загружена, снег налипает на визор шлема, изнутри он моментально запотевает, так что приходиться ехать с открытым визором, получая по глазам и наглой рыжей морде постоянную порцию сырого снега, песка, воды и грязи из под колес фур, что идут передо мной. Дождевик не справлялся, стал промокать, в мотоботах плескалась вода, снега становилось больше. Тогда ощутил всю серьезность ситуации, асфальт частично был покрыт снегом, меньше снежной «каши» было по следам фур, за ними и держался. Главное не завалиться где-нибудь на спуске, раздавят, даже мяукнуть не успею, думал я. Снегопад не прекращался, ехать дальше был неоправданный риск, так что решил остановиться в ближайшем кафе или в подобном месте.

-7

Уже заезжая на парковку, завалил все-таки мотоцикл, в том месте машины наледь накатали, не заметил под снегом. Не знаю от чего больше расстроился, от того, что подножку отломил или от того, что с ходу не смог мотоцикл поднять. Как так, всегда слегка недопонимал, как не больно тяжелые мотоциклы поднять не могут, а тут сам вроде парень не хилой, да Брос не такой тяжелый, хоть нагружен всяким дорожным барахлом. Метод поднятия типа становой тяги, только мотоцикл за тобой, а ты его поднимаешь за счет ног и спины, что показывают на видео, мне не подошел. Не за что ухватиться, сиденье и пластик можно оторвать, за другое, что ухватиться не сообразил. Так и пытался поднять за руль, аки велосипед, не очень удачно, ноги скользят по снегу, мотоцикл не подымается, переднее колесо начинает также скользить. Так и крутился вокруг мотоцикла минут 5, пока один из проезжающих водителей не остановился и не помог мне, спасибо тебе, добрый человек. Конечно, отвязав все вещи, мотоцикл бы поднял, но ты сохранил мне силы и время. Решил немного согреться и перекусить в кафе, заодно обдумать мое текущее положение. Собравшись с мыслями, переставил пассажирскую подножку вместо сломанной подножки водителя, не так удобно, конечно, но ездить можно, так всю поездку и проездил. Тронулся дальше в сторону Челябинска, водитель маршрутки, что ехал с той стороны и встретился мне на парковке, обнадежил, сказал, что надо еще немного потерпеть, снег скоро закончиться и у Чебаркуля светит солнце. Думаю, эти 100км, что проехал от места ночлега в таких погодных условиях, были самые тяжелые не только в эту поездку, но и вообще в моей молодой мототуристической жизни.

Проехал Челябинск, взял направление на Курган. Местами лил дождь, но это было уже не важно, так как еще с утра весь промок. Держался на морально-волевых, понимал, что сегодня надо остановиться в гостинице, если остановлюсь на ночевку в палатке, вероятно, слягу, т.к. просушить все вещи в сыром лесу дело не быстрое, да и температура воздуха ночью будет явно не летняя. Рядом с Курганом остановился в гостинице с названием М37 или что то вроде. Еле отогрелся под горячим душем, поужинал, развесил вещи для просушки и завалился спать. Итого проехал за это день всего 443км, но на себе ощутив и поняв, какие разные могут быть пройденные километры в зависимости от тяжести дорожных условий.

День 3. Вполне отдохнув и проведя каждодневный ритуал по переупаковке вещей и обслуживания мотоцикла, покинул гостиницу, двинулся дальше по маршруту. Все же, хотя я и приверженец «дикого» отдыха и ночевок в палатке, ощутил удобство ночевок в гостинице,- это и качественный отдых и экономия времени на распаковку-упаковку вещей, установку и складывание палатки утром и вечером, а это минимум 1,5-2 часа, которые можно потратить на дорогу. Но, не смотря на эти все плюсы, все таки неотъемлемой частью в мотопутешествии считаю для себя ночевки в палатке или под открытым небом, в идеальных условиях. В этот день проехал Ишим, Омск, остановился в березовой роще после него. Итог дня: 804км.

День 4. В это день проехал Новосибирск, доехал до Алтайского края. К сожалению, не попал на байк-пост у Игоря «Черного африканца» в Бийске, приехал в Бийск поздно ночью, по координатам то ли не разобрался, то ли еще чего, в общем, завели они меня в какое-то село рядом с Бийском, катался по селу, так ничего и не нашел. По геометке на фото, что в группе, точка была в самом городе у фонтана. Поехал туда, понарезал круги по ночной городской площади, поотвечал на расспросы местных полицейских, пофоткали даже меня, хм.., типа на всякий случай, вдруг я специально приехал в их городок, чтобы пошуметь. В общем, решил там не задерживаться, выехал из города, проехал немного по трассе, расположился в сосновом лесу. За этот день проехал 964км.

моя выручалочка, очень доволен ей
моя выручалочка, очень доволен ей

Часть 2. Алтайская эпопея.

День 5,6,7. Телецкое озеро.

Решил придерживаться намеченного плана и сначала посетить Телецкое озеро, пожить там несколько дней. Сытно отобедав и набравшись сил в Горно-Алтайске, заправив мотоцикл, двинулся в сторону села Артыбаш, что на берегу озера.

-9

Расстояние от Горно-Алтайска до Артыбаша примерно 160 км. Отъехав от города и двигаясь по дороге, в полной мере стал любоваться пейзажами, ясно пришло ощущение «здесь и сейчас». Состояние это на протяжении всей поездки удержать сложно, оно приходит само по себе. Даже не состояние, а четкое понимание, озарение, вот она красота и краски окружающего мира, ощущение того, что ты находишься в нужный момент и в нужное время, словно ты должен был пройти определенный жизненный путь, чтобы суметь увидеть и почувствовать это все. Но вернемся к менее философскому повествованию.

Дорога красива и интересна. Серпантин достаточно плавный, очень крутых поворотов и подъемов со спусками не припомню. Слегка напрягал дождь и мысли, что поздновато выехал, до темноты добраться до Телецкого озера шансы были малы. Найти место и поставить палатку на новом месте в темноте, не очень удачное решение. Может поэтому или слегка заигрался на извилистой дороге, стал проходить повороты на более высокой скорости и сильнее закладывать мотоцикл, не смотря на дождь и заднюю турэндурную резину. Один из поворотов чуть не сыграл со мной злую шутку. Выглядел поворот не больно крутым, но оказался, каким то затяжным, в общем, глазомер подвел и скорость немного не та была. Не помещаясь в поворот, вылетел на обочину, тормозил уже на ней, мотоцикл кидало из стороны в сторону, уж не знаю каким чудом сумел проюзить полубоком по обочине метров 20 и не свалиться в кювет. Даже если бы сам не поломался, думаю, с мотоциклом была бы беда и можно завершать поездку. От этой ситуации и мыслей вмиг взбодрился, словно ушат холодной воды вылили за шиворот, и больше старался не хулиганить.

Приехал в Артыбаш уже ночью, пришлось поискать место, где поставить палатку. Нашел подходящее место на мыске у ручья, но чтобы туда добраться, нужно было пересечь этот ручей-переросток, что вспух от непрекращающегося дождя и был похож на маленькую речку. Постоял, подумал и вспомнил, что настоящие герои всегда идут в обход! Так что не стал нырять в пучину, вернулся немного назад и все же добрался до «своего» места через отгороженную для кемпингов территорию вдоль берега озера. Там, правда, шлагбаум был, я вежливо постоял, потарахтел мотором в ночи, похлопал мокрыми ушами. Никто не вышел. Ну, так не погибать же мне под этим вечным дождем на самом то деле. Аккуратно протиснулся между столбом и шлагбаумом и уаля, вот и место под палатку на мыске у впадения реки Тевенек, как просветила меня потом карта. Это место про себя я назвал «логовом островитянина».

-10

-11

-12

-13

3 дня провел на Телецком озере, пробовал рыбачить, но безрезультатно, с моей стороны шел мелководный берег, до глубокой части озера нужно было добираться на лодке, что и делали местные рыбаки, у меня ее, конечно же, не было. Также прогулялся по Экотропе вдоль Тевенека до водопада Третья речка.

этого коня назвал Юлием, болтливый и приставучий невозможно
этого коня назвал Юлием, болтливый и приставучий невозможно

-15

-16

-17

Записался в экскурсию на катере по озеру. Гид весело и интересно рассказывал нам про Телецкое озеро, какие то факты, историю, не забывая лихо управлять своим катером. Прозрачность воды, берега окомляемые склонами гор, в некоторых местах скалистый берег вертикальной стеной обнажал свое геологическое прошлое, большое количество водопадов попадались на протяжении береговой линии. Основные крупные водопады мы посетили, Корбу, Чоодор, название других запамятовал. По дороге к одному из водопадов подивился огромному дереву, лиственница или кедр, не очень силен в хвойных, 1,5-2м в диаметре у корней, чувствуешь себя каким то муравьем на фоне таких гигантов. Удалось даже увидеть и запечатлеть остатки цветения маральника - родондедрон ледебура, массовое цветение которого отошло, и я уже не надеялся увидеть его. Так закончилось мое пребывание на Телецком озере.

-18

-19

-20

-21

-22

Далее повествование будет написано по коротким записям из дневника, который я пытался вести в поездке, дабы не растягивать отчет о поездке до неприличных размеров и не мучить читателя.

По Чуйскому тракту.

День 8. В этот день выехал от села Артыбаш обратно к Горно-Алтайску, на Чуйский тракт, чтобы далее двигаться по нему. Остановился на ночлег за Манжероком на берегу Катуни. Километраж в день по Горному Алтаю решил не считать, общий потом выпишу.

-23
-24
-25

День 9. Проснулся поздно, весь день шел дождь, пережидал в палатке, надоело мокнуть постоянно. Выехал во второй половине дня. Ближе к перевалу и на самом Семинском перевале был снег, изморось, туман, видимость почти нулевая, подъем и спуск плавный, не понял даже когда подъем перешел в спуск. Встал на ночлег в природном парке Уч Энмек.

шапку я конечно забыл, пришлось делать из шерстяного воротника
шапку я конечно забыл, пришлось делать из шерстяного воротника
 пытался вызвать солнечную погоду игрой на варгане
пытался вызвать солнечную погоду игрой на варгане
-28
-29
-30
новый дружок-волчок в Уч Энмек
новый дружок-волчок в Уч Энмек

День 10. Двинулся в сторону перевала Чике Таман. После перевала посетил место слияния рек Чуи и Катуни, хоть и не видно сильно разности цветов вод этих рек в данный момент (пишут, что ближе к осени контраст хорошо заметен), все же вид впечатляющий. Затем снова вернулся под перевал и остановился на ночевку сразу после съезда с перевала в живописном месте, кемпинг на берегу реки Большой Ильгумень, вроде как то так. Пытался ловить хариуса, но увы и ах. Пол ночи жег кастрик из душистых хвойных дров и пялился в звездное небо, звезды тут отпад, будто гораздо ближе и ярче светят.

Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман
Слияние Чуи и Катуни
Слияние Чуи и Катуни
Мохнатая коровка
Мохнатая коровка
-35
-36
-37
-38

День 11. Ничего так не бодрит, как купание в горной реке в мае, определенно! Ну как купание, окунулся не надолго в ледяную воду и выскочил обратно. Ощущения супер.

В этот день выдвинулся дальше по Чуйскому тракту с намерением доехать до Акташа, чутка еще проехать, где-нибудь заночевать, а на следующий день «брать» перевал Кату-Ярык.

-39
-40

После села Акташ, окружающие пейзажи снова изменились, здесь стало более прохладно, зелени меньше, а на озерах стоял лед. Тут я озадачился выбором места для ночевки, но случайным образом доехал до «Погранзаставы», где живет очень гостеприимный и веселый Валентин, пограничник в отставке. Место и общество было столь хорошим, что я не стал отказываться от предложенного ночлега и остался там даже на 2 дня. Если будете в тех краях, то непременно заезжайте к нему, найти его просто, от Акташа в направлении Улагана км 30, флаги, автомобили и остальной антураж заметен сразу, мимо не проедите.

-41
-42
"Погранзастава" Валентина
"Погранзастава" Валентина

День 12. Хорошенько отдохнув, двинулся к перевалу Кату-Ярык, до него примерно 80км от «Погранзаставы» из которых львиная доля - грунтовая дорога с «гребенкой», камнями и ямами, эх, бедолага мой мотоцикл, досталось ему. По дороге на перевал увидел горное озеро бирюзового цвета среди тайги.

-44
-45

На самом перевале, видимо воодушевленный словами Чингисхана, что прочел на плакате, решил спуститься вниз. Спускался осторожно на первой скорости, было чутка напряжно. А вот не чутка напряжно было подниматься обратно на этот перевал! Взмок аж весь и забыл как дышать пока забирался на первую ступень. Крутой угол подъема метров 100, большие камни и шебень, что норовил выскочить из под колеса, скакал как сайгак мой мотоцикл и я с ним. Дальше стало проще, пошел серпантин и я удачно завершил подъем и вернулся на базу. К вечеру истопили баню, после посидели за разговорами, слегка выпили, под мясо марала, недавно добытого местными алтайцами, которые частенько заезжают к Валентину.

Кату-Ярык
Кату-Ярык
-47
-48
-49

Хаски с Улаганских озер
Хаски с Улаганских озер

День 13. После двухдневного отдыха на «Погранзаставе», снова продолжил движение дальше на юг по Чуйскому тракту. Посетил гейзерное озеро, проехал Курайскую и Чуйскую степи. Встретил 3 мототуристов из Красноярска, что ехали обратно, после путешествия по Монголии. Чуток проехались вместе, обменялись с одним из них контактами на всякий случай, да разъехались.

-51
                                              в голодный год тут не пропадешь))
в голодный год тут не пропадешь))
-53
-54
                                                         в Курайской степи
в Курайской степи
-56

Добрался до села Кош-Агач. Закупился продуктами да носками из верблюжий и шерсти яка для своей семьи, как посоветовал мне Валентин. Выехал из села и поставил палатку у небольшого озера, где, как донесла мне разведка, водилась рыба – осман, которую запросто можно наловить удочкой. Рыба не ценная, но на уху сгодится, что я и сделал, наловив ее в достаточном количестве.

-57
                                                      вечерняя тишь да гладь
вечерняя тишь да гладь

День 14. Проснулся от сильного ветра. Вышел из палатки и понял : «Хьюстон, у нас проблемы!». Шел шквалистый ветер по степи, гнал пыль, что фронтом двигалась в мою сторону. Уж не знаю, как все это выдержала моя палатка, ее сминало до земли, колья выдирало из земли. Ни о каком сне и чаепитии не могло быть и речи! Я понимал, что палатка не сможет весь день принимать удары стихии, оставалось напряженно ждать, когда шквалистый ветер, а потом и дождь успокоятся, или быть готовым собирать свои вещи по степи.

-59
-60

Благо через пару часов все успокоилось и я совершил последний рывок до села Ташанта, конца Чуйского тракта, границы России и Монголии. Правда остановился метров за 50 от блокпоста, дабы не нервировать никого и не вести диалоги. Затем вернулся обратно по Чуйском тракту, с намерением на обратном пути заехать посмотреть локации «Марс» и «Марс2», но не смог доехать, ибо надо было переезжать вброд горную реку, но уровень поднялся и я не стал рисковать.

                                                         по дороге на Марс
по дороге на Марс

На обратном пути снова заехал к Валентину с ночевкой, как обещал, да так и удобно, сложил и перевязал все вещи, обслужил мотоцикл, чтобы утром не терять времени, а сразу выезжать в обратный путь. С одной стороны грустно покидать такие красивые места и новых знакомых, с другой стороны, чувствуется усталость, я много впитал в себя красот и впечатлений, полон как сосуд, пока больше не влезет, пора возвращаться и потихоньку делится этим всем с другими.

День 15. С утра выдвинулся в сторону дома по Чуйскому тракту. По пути решил остановиться и последний разок попытать счастья, в очередной раз попробовать поймать хариуса на том чудном месте, где останавливался однажды под перевалом Чике Таман. Через пол часа закинув снасть у водоворота за пнем, увидел поклевку, подсек, и вот он, мой первый красавец хариус! Ю-ху, я очень рад! Покидав еще снасть, оторвал крючок, доставать новый и чинить удочку не стал, хотя соблазн остаться на денек в этом месте был. Но все же решил, хариуса я увидел, поймал, а вечером съем.

-62
-63

Проехал в этот день около 500км, последние часы снова под дождем. Остановился чуть дальше Бийска в сторону Барнаула. Поставил палатку, запек хариуса на углях, попялился в костер, лег спать со спокойной душой. Поймать и слопать хариуса-выполнено)).

День 16. Поздно встал, долго просушивал и увязывал вещи, в итоге выехал ближе к обеду. Ничего необычного и запоминающегося. Проехал 700км. Остановился в березовой роще где то между Новосибирском и Омском.

День 17. Проехал 1004км, остановился в той же гостинице рядом с Курганом, где останавливался, с той целью, чтобы полноценно отдохнуть и не терять время утром для складывания палатки и упаковки вещей.

День 18. Самый насыщенный день по километрам и времени проведенным за рулем. Новый рекорд для меня, 1214км примерно за 19 часов. Я дома около 3ч ночи, устал как собака.

-64
-65

Эпилог.

Сказать что Горный Алтай меня поразил,- значит ничего не сказать! Это место красоты и силы, свой мир, концентрация того, чего обычно ищешь в повседневной жизни, собираешь по крупицам, а тут вот тебе, бери, если сможешь принять и унести. Сам это даже не ожидал, но ощутил, что для первой поездки мне хватило меньше 2 недель нахождения в Горном Алтае, устал в хорошем, правильном смысле этого слова. Многое осталось неизведанным, пришло понимание того, что для некоторых мест, чтобы оценить всю красоту, грандиозность и важность, необходимо и самому подрасти в духовных и душевных качествах, порой чувствовал себя учеником начальной школы в академии наук. Горный Алтай непомерно силен, многогранен, ощутил связь с ним, свои истоки, будто здесь и должен быть, я был здесь и сейчас.

-66