Наш с вами современник ‒ кинооператор Эммануэль Любецки не только снимает кино, которое отмечает американское сообщество кинематографистов, но и меняет стиль кино прямо здесь и сейчас.
Закончив мексиканскую киношколу и сняв несколько интересных фильмов, замеченных продюсерами из Голливуда, Эммануэль с радостью рискует променять мексиканские пляжи на американскую мечту. С первой же попытки у Любецки получается закрепиться в нише киноиндустрии, он снимает нашумевший в 90-х сериал «Идеальные преступления» (1993 -1996). На этом сериале так же работает его друг Альфонсо Куарон, тоже мексиканец, с которым они ещё в институте снимали кинокартины. После успеха сериала образуется долгий и интересный тандем эмигрантов, завоёвывающих Америку, не с низов, а наоборот с верхов…
«Мир уже у моих ног, остался только Оскар!» ‒ лично я буду считать, что именно такие мысли посещали в то время молодого мексиканца. В течение двух лет он снимает несколько громких картин. «Прогулка в облаках» (1995 года), так любимый девушками романтический фильм, главную роль в котором играет строгий красавчик Киану Ривз.
В это же время выходит фильм «Клетка для пташек» (1996 года), классическая американская комедия 90-х годов.
В 1996 году Любецки наконец-то получил первую номинацию на Оскар за фильм «Маленькая принцесса» (1995 года). Камерный фильм с небольшим бюджетом, созданный вместе с его другом, режиссёром Альфонсо Куароном. Фильм рассказывает нам о маленькой девочке, которая живёт как принцесса, но из-за того, что её отца отправляют на фронт, девочка попадает в интернат, а дальше… Такой фильм должен был растопить сердца всех зрителей, в том числе и профессионалов в операторской работе. Но в тот год Эммануэль занимает второе место, проиграв фильму «Храброе сердце» с великолепным Мэлом Гибсеном, где оператором был Джон Толл.
Наверное, в тот же день у Любецки появилась крамольная мысль: «Для Оскара важен масштаб! Всё дело в бюджете!» Бюджет «Храброго сердца» превышал бюджет «Маленькой принцессы» почти в пять раз, 72 и 17 миллионов долларов соответственно.
С этого момента Эммануэль начинает искать картины, «где можно развернуться», чтобы получить заветный Оскар. По легенде, Любецки стал самым затратным оператором всего Голливуда. Он требовал на свои на съёмки в два, в три, а то и в четыре раза больше света, «чем могло поместиться». Там, где другие операторы снимали с помощью генераторов мощностью в 100-200 киловатт, Любецки привозил света на один мегаватт (это 1000 киловатт). В таких условиях он снимает несколько картин:
- «Сонная лощина» (1999 года) режиссёра Тима Бёртона с Джонни Депом в главной роли. Бюджет картины $100 000 000. Любецки снова номинирован на Оскар, но снова не выигрывает, в тот год Оскар забрал фильм «Красота по-американски» (с таким названием грех и не забрать). Но, что ещё интересней, фильм «Сонная лощина» в этот год получает Оскар «За лучшие декорации», в придумку которых немало усилий вложил и сам Любецки.
- «Али» (2001 года), про известного боксёра, которого сыграл Уилл Смит. С бюджетом $107 000 000. Тут Любецки уже было где разгуляться, сама история предполагала огромные масштабы. Постоянные драки, огромные залы. В начале жизнь в трущобах, потом в небоскрёбах ‒ лучше для оператора не придумаешь. Можно выдумывать всё что захочешь! Но за этот фильм Любецки не попал даже в номинанты на Оскар.
- Ну и самый нашумевший фильм того периода, в котором принимал участие Эммануэль ‒ «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998 года). В главных ролях непревзойденные Брэд Питт и Энтони Хопкинс. Бюджет фильма $90 000 000 (что долгое время было самым большим бюджетом фильма без использования спецэффектов). Львиную долю бюджета потратил наш с вами знакомый ‒ мексиканец Эммануэль. «Без спецэффектов, только операторская работа», ‒ думалось Любецки, и он начал творить, придумывать разные интересные световые схемы, переходы и ещё много всего того, что может оценить только другой оператор (а именно это и нужно было Эммануэлю). Фильм с таким высоким рейтингом, с таким бюджетом, с такими актёрами получил номинацию только на «Золотую малину» за худший сиквел.
Конечно же Любецки не забывает про своего друга Куарона, которому, видимо, были не интересны в то время такие громадные фильмы (а может быть, никто и не предлагал), и они вместе продолжают снимать трогательное, камерное, малобюджетное кино. В начале снимают картину в США «Большие надежды» (1998 года), бюджет фильма $25 000 000. А потом и вовсе уезжают в Мексику, и снимают за $2 000 000 фильм «И твою маму тоже» (2001 года). На этих фильмах Эммануэль придумывает и отрабатывает то, что потом, в будущем он будет использовать в более масштабных фильмах. Он начинает использовать меньше искусственного света, и больше естественного. Так же начинает гораздо больше использовать движение камеры, тем самым задавая динамику и атмосферу конкретной сцены.
Первое десятилетие нового тысячелетия у Эммануэля проходит очень интересно: он решил почти полностью отказаться от искусственного света и старается снимать только с натуральным. «Это должно покорить всех критиков». Бюджет фильмов сразу уменьшается в разы, при этом Любецки придумывает очень замысловатые кадры с помощью движения камеры.
Наконец-то Альфонсо Куарону дают бюджет побольше и он приглашает Любецки (со словами: «Нет рамок для идей») на фильм «Дитя человеческое» (2006 года), с бюджетом $76 000 000. Как я уже сказал, Любецки выбрал другую тактику достижения Оскара ‒ «меньше света, больше камеры», и он начинает придумывать очень сложные технические решения, которые должны наконец-то покорить кинокритиков. В этом фильме есть фрагмент, который до сих пор сводит меня с ума. Это один кадр, который длится четыре минуты. Сначала камера находится в движущейся машине, снимая на все 360 градусов, а после вообще вылетает из машины, и снимает сцену снаружи. Сделано это настолько идеально, что до сих пор многие операторы не понимают, как это снято. Просто посмотрите...
Второй громкий фильм в этот период Любецки снимает вместе с Терренсом Маликом «Древо жизни» (2010 года), бюджет $32 000 000. Тут Любецки уже полностью отказывается от искусственного света и начинает работать с эффектами солнца, постоянно используя его в кадре. Камера становится всё более и более подвижной, много замедленных съёмок. Одним словом ‒ атмосфера того мира передана идеально. Тут лучше один раз увидеть, чем миллион раз прочитать.
Оба эти фильма были номинированы на Оскар «За лучшую операторскую работу», но оба проиграли. В первом случае фильму «Лабиринт Фавна» (2006 года). Как бы смешно это ни звучало, фильм снят мексиканцами (где продюсером выступал Альфонсо Куарон). Во втором случае проиграл одному из отцов-основателей американской операторской школы Роберт Ричардсону с фильмом «Хранитель времени» (2011 года).
Тогда же у Любецки была ещё одна номинация на Оскар, снова за фильм с Терренсом Маликом «Новый свет» (2005 года). Фильм не получился громким, но, возможно, тогда у Любецки появилось желание снять что-то историческое.
Переходим ко второму десятилетию 2000-х. Лучших, с точки зрения наград, для Любецки.
Далее я позволю себе повоображать.
Где-то возле камина сидит наш друг Эммануэль, попивая мексиканскую текилу, как вдруг звонит телефон. На связи давний друг Куарон.
‒ Эммануэль! Мне дали очень большой бюджет.
‒ Меня этим не удивить.
‒ Это фильм про космос, где будет "море" компьютерной графики. Ты сможешь творить, всё что захочешь.
‒ Мне это уже не интересно...
‒ Я слышал за этим будущее. Так что, если сделать качественно, будет Оскар.
‒ Выезжаю.
Так и случилось. Фильм «Гравитация» (2013 года) взял семь Оскаров в 2014 году, и конечно же, один из них достался Эммануэлю Любецки за «Лучшую операторскую работу».
Друг оказался прав, Любецки смог реализовать плоды своих фантазий в полной мере. Он постарался воплотить все свои заработанные знания, с помощью огромного количества света (это был хромакей, по-другому нельзя), добиться естественного изображения, которое у него получалась в предыдущих фильмах. Ему это, безусловно, удалось. Таким уютным космос ещё никто не видел… Так же он продолжил использовать длинные кадры без монтажа. Фильм начинается с 17-минутной сцены без единой склейки.
Как это часто бывает, если один мексиканец "поднялся", ему тут же звонит другой мексиканец. Так и случилось. На другом конце трубки Любецки услышал мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалес Иньярриту, который на тот момент уже был известным в своих кругах режиссёром. «Как же завлечь Любецки? Что ему предложить?», ‒ крутилось в голове Иньярриту. И тут он сказал:
‒ Эммануэль, давай снимем фильм одним кадром?
‒ Выезжаю.
Так на свет получился фильм «Бёрдмэн» (2014 года). Конечно же, он снят не одним кадром, там есть склейки (по разным источникам, в районе 120 склеек на целый фильм), но обычный зритель их, конечно, не заметит, а профессионалов этим не удивить. Но у Любецки и тут получилось придумать то, что покорило весь кинематографический мир. Почти весь фильм снимается внутри театра. Одни и те же коридоры мы видим почти каждые 10 минут. Иногда по ним идёт один человек, иногда два, а иногда три. И Любецки придумал, что у этого коридора должны быть подвижные стены, чтобы они всегда «давили» на актёра, тем самым создавая атмосферу сопротивления.
Такое не могло остаться не замеченным, и в 2015 году фильм «Бёрдмэн» получает четыре Оскара: "Лучший фильм", "Лучший сценарий", "Лучший режиссёр" (всё это Алехандро Гонсалес Иньярриту), и конечно же, "Лучшая операторская работа".
Но и тут история не заканчивается! После того как фильм «Бёрдмэн» покорил всех, Иньярриту и Любецки, как опытные оскароносцы, решили помочь бедному и несчастному Леонардо ДиКаприо, и пригласили его в фильм «Выживший» (2015 года).
Тут тоже не обошлось без операторской "изюминки" ‒ камера Любецки стала персонажем фильма. Так близко к актёрам редко подходят, а тут… Очень широкий угол объектива, искажающий лицо… Кровь и слюни ДиКаприо, которые попадали прямо на объектив. Ну и, конечно же, свет. Кино такого ещё не видело. Любой человек, выходивший из кинотеатра, говорил: «Безусловно, очень красиво».
Видимо, кинокритики сжалились, видя на какие жертвы идёт ДиКаприо ради Оскара (я имею ввиду, что даже с мексиканцами работает), и решили всё-таки дать ему Оскар в 2016 году за "Лучшую мужскую роль", а заодно Оскар получили и два друга, "Лучший режиссёр" и "Лучший оператор".
После этого случая Любецки взял паузу и такого большого кино не снимает… Возможно, ждёт звонка от третьего мексиканца… Зато он очень много фотографирует, посмотрите его instagram.
* Напишите в комментариях, много ли вы смотрели фильмов из тех, что здесь перечислены.
** Ваши лайки и подписка ‒ лучшая поддержка.