Найти тему
PRO КИНО

Единственный человек, который получил три Оскара подряд.

Наш с вами современник ‒ кинооператор Эммануэль Любецки не только снимает кино, которое отмечает американское сообщество кинематографистов, но и меняет стиль кино прямо здесь и сейчас.

Кинооператор Эммануэль Любецки
Кинооператор Эммануэль Любецки

Закончив мексиканскую киношколу и сняв несколько интересных фильмов, замеченных продюсерами из Голливуда, Эммануэль с радостью рискует променять мексиканские пляжи на американскую мечту. С первой же попытки у Любецки получается закрепиться в нише киноиндустрии, он снимает нашумевший в 90-х сериал «Идеальные преступления» (1993 -1996). На этом сериале так же работает его друг Альфонсо Куарон, тоже мексиканец, с которым они ещё в институте снимали кинокартины. После успеха сериала образуется долгий и интересный тандем эмигрантов, завоёвывающих Америку, не с низов, а наоборот с верхов…

со съёмок сериала «Идеальные преступления»
со съёмок сериала «Идеальные преступления»

«Мир уже у моих ног, остался только Оскар!» ‒ лично я буду считать, что именно такие мысли посещали в то время молодого мексиканца. В течение двух лет он снимает несколько громких картин. «Прогулка в облаках» (1995 года), так любимый девушками романтический фильм, главную роль в котором играет строгий красавчик Киану Ривз.

В это же время выходит фильм «Клетка для пташек» (1996 года), классическая американская комедия 90-х годов.

В 1996 году Любецки наконец-то получил первую номинацию на Оскар за фильм «Маленькая принцесса» (1995 года). Камерный фильм с небольшим бюджетом, созданный вместе с его другом, режиссёром Альфонсо Куароном. Фильм рассказывает нам о маленькой девочке, которая живёт как принцесса, но из-за того, что её отца отправляют на фронт, девочка попадает в интернат, а дальше… Такой фильм должен был растопить сердца всех зрителей, в том числе и профессионалов в операторской работе. Но в тот год Эммануэль занимает второе место, проиграв фильму «Храброе сердце» с великолепным Мэлом Гибсеном, где оператором был Джон Толл.

Наверное, в тот же день у Любецки появилась крамольная мысль: «Для Оскара важен масштаб! Всё дело в бюджете!» Бюджет «Храброго сердца» превышал бюджет «Маленькой принцессы» почти в пять раз, 72 и 17 миллионов долларов соответственно.

кадр из фильма «Маленькая принцесса»
кадр из фильма «Маленькая принцесса»

С этого момента Эммануэль начинает искать картины, «где можно развернуться», чтобы получить заветный Оскар. По легенде, Любецки стал самым затратным оператором всего Голливуда. Он требовал на свои на съёмки в два, в три, а то и в четыре раза больше света, «чем могло поместиться». Там, где другие операторы снимали с помощью генераторов мощностью в 100-200 киловатт, Любецки привозил света на один мегаватт (это 1000 киловатт). В таких условиях он снимает несколько картин:

  • «Сонная лощина» (1999 года) режиссёра Тима Бёртона с Джонни Депом в главной роли. Бюджет картины $100 000 000. Любецки снова номинирован на Оскар, но снова не выигрывает, в тот год Оскар забрал фильм «Красота по-американски» (с таким названием грех и не забрать). Но, что ещё интересней, фильм «Сонная лощина» в этот год получает Оскар «За лучшие декорации», в придумку которых немало усилий вложил и сам Любецки.
кадр из фильма «Сонная лощина»
кадр из фильма «Сонная лощина»
  • «Али» (2001 года), про известного боксёра, которого сыграл Уилл Смит. С бюджетом $107 000 000. Тут Любецки уже было где разгуляться, сама история предполагала огромные масштабы. Постоянные драки, огромные залы. В начале жизнь в трущобах, потом в небоскрёбах ‒ лучше для оператора не придумаешь. Можно выдумывать всё что захочешь! Но за этот фильм Любецки не попал даже в номинанты на Оскар.
кадр из фильма «Али»
кадр из фильма «Али»
  • Ну и самый нашумевший фильм того периода, в котором принимал участие Эммануэль ‒ «Знакомьтесь, Джо Блэк» (1998 года). В главных ролях непревзойденные Брэд Питт и Энтони Хопкинс. Бюджет фильма $90 000 000 (что долгое время было самым большим бюджетом фильма без использования спецэффектов). Львиную долю бюджета потратил наш с вами знакомый ‒ мексиканец Эммануэль. «Без спецэффектов, только операторская работа», ‒ думалось Любецки, и он начал творить, придумывать разные интересные световые схемы, переходы и ещё много всего того, что может оценить только другой оператор (а именно это и нужно было Эммануэлю). Фильм с таким высоким рейтингом, с таким бюджетом, с такими актёрами получил номинацию только на «Золотую малину» за худший сиквел.
кадр из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк»
кадр из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк»

Конечно же Любецки не забывает про своего друга Куарона, которому, видимо, были не интересны в то время такие громадные фильмы (а может быть, никто и не предлагал), и они вместе продолжают снимать трогательное, камерное, малобюджетное кино. В начале снимают картину в США «Большие надежды» (1998 года), бюджет фильма $25 000 000. А потом и вовсе уезжают в Мексику, и снимают за $2 000 000 фильм «И твою маму тоже» (2001 года). На этих фильмах Эммануэль придумывает и отрабатывает то, что потом, в будущем он будет использовать в более масштабных фильмах. Он начинает использовать меньше искусственного света, и больше естественного. Так же начинает гораздо больше использовать движение камеры, тем самым задавая динамику и атмосферу конкретной сцены.

Первое десятилетие нового тысячелетия у Эммануэля проходит очень интересно: он решил почти полностью отказаться от искусственного света и старается снимать только с натуральным. «Это должно покорить всех критиков». Бюджет фильмов сразу уменьшается в разы, при этом Любецки придумывает очень замысловатые кадры с помощью движения камеры.

Наконец-то Альфонсо Куарону дают бюджет побольше и он приглашает Любецки (со словами: «Нет рамок для идей») на фильм «Дитя человеческое» (2006 года), с бюджетом $76 000 000. Как я уже сказал, Любецки выбрал другую тактику достижения Оскара ‒ «меньше света, больше камеры», и он начинает придумывать очень сложные технические решения, которые должны наконец-то покорить кинокритиков. В этом фильме есть фрагмент, который до сих пор сводит меня с ума. Это один кадр, который длится четыре минуты. Сначала камера находится в движущейся машине, снимая на все 360 градусов, а после вообще вылетает из машины, и снимает сцену снаружи. Сделано это настолько идеально, что до сих пор многие операторы не понимают, как это снято. Просто посмотрите...

Второй громкий фильм в этот период Любецки снимает вместе с Терренсом Маликом «Древо жизни» (2010 года), бюджет $32 000 000. Тут Любецки уже полностью отказывается от искусственного света и начинает работать с эффектами солнца, постоянно используя его в кадре. Камера становится всё более и более подвижной, много замедленных съёмок. Одним словом ‒ атмосфера того мира передана идеально. Тут лучше один раз увидеть, чем миллион раз прочитать.

кадр из фильма «Древо жизни»
кадр из фильма «Древо жизни»

Оба эти фильма были номинированы на Оскар «За лучшую операторскую работу», но оба проиграли. В первом случае фильму «Лабиринт Фавна» (2006 года). Как бы смешно это ни звучало, фильм снят мексиканцами (где продюсером выступал Альфонсо Куарон). Во втором случае проиграл одному из отцов-основателей американской операторской школы Роберт Ричардсону с фильмом «Хранитель времени» (2011 года).

Тогда же у Любецки была ещё одна номинация на Оскар, снова за фильм с Терренсом Маликом «Новый свет» (2005 года). Фильм не получился громким, но, возможно, тогда у Любецки появилось желание снять что-то историческое.

Переходим ко второму десятилетию 2000-х. Лучших, с точки зрения наград, для Любецки.

Далее я позволю себе повоображать.

Где-то возле камина сидит наш друг Эммануэль, попивая мексиканскую текилу, как вдруг звонит телефон. На связи давний друг Куарон.

‒ Эммануэль! Мне дали очень большой бюджет.
‒ Меня этим не удивить.
‒ Это фильм про космос, где будет "море" компьютерной графики. Ты сможешь творить, всё что захочешь.
‒ Мне это уже не интересно...
‒ Я слышал за этим будущее. Так что, если сделать качественно, будет Оскар.
‒ Выезжаю.

Так и случилось. Фильм «Гравитация» (2013 года) взял семь Оскаров в 2014 году, и конечно же, один из них достался Эммануэлю Любецки за «Лучшую операторскую работу».

кадр из фильма «Гравитация»
кадр из фильма «Гравитация»

Друг оказался прав, Любецки смог реализовать плоды своих фантазий в полной мере. Он постарался воплотить все свои заработанные знания, с помощью огромного количества света (это был хромакей, по-другому нельзя), добиться естественного изображения, которое у него получалась в предыдущих фильмах. Ему это, безусловно, удалось. Таким уютным космос ещё никто не видел… Так же он продолжил использовать длинные кадры без монтажа. Фильм начинается с 17-минутной сцены без единой склейки.

кадр из фильма «Гравитация»
кадр из фильма «Гравитация»

Как это часто бывает, если один мексиканец "поднялся", ему тут же звонит другой мексиканец. Так и случилось. На другом конце трубки Любецки услышал мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалес Иньярриту, который на тот момент уже был известным в своих кругах режиссёром. «Как же завлечь Любецки? Что ему предложить?», ‒ крутилось в голове Иньярриту. И тут он сказал:

‒ Эммануэль, давай снимем фильм одним кадром?
‒ Выезжаю.

Так на свет получился фильм «Бёрдмэн» (2014 года). Конечно же, он снят не одним кадром, там есть склейки (по разным источникам, в районе 120 склеек на целый фильм), но обычный зритель их, конечно, не заметит, а профессионалов этим не удивить. Но у Любецки и тут получилось придумать то, что покорило весь кинематографический мир. Почти весь фильм снимается внутри театра. Одни и те же коридоры мы видим почти каждые 10 минут. Иногда по ним идёт один человек, иногда два, а иногда три. И Любецки придумал, что у этого коридора должны быть подвижные стены, чтобы они всегда «давили» на актёра, тем самым создавая атмосферу сопротивления.

кадр из фильма «Бёрдмэн»
кадр из фильма «Бёрдмэн»
кадр из фильма «Бёрдмэн»
кадр из фильма «Бёрдмэн»

Такое не могло остаться не замеченным, и в 2015 году фильм «Бёрдмэн» получает четыре Оскара: "Лучший фильм", "Лучший сценарий", "Лучший режиссёр" (всё это Алехандро Гонсалес Иньярриту), и конечно же, "Лучшая операторская работа".

Но и тут история не заканчивается! После того как фильм «Бёрдмэн» покорил всех, Иньярриту и Любецки, как опытные оскароносцы, решили помочь бедному и несчастному Леонардо ДиКаприо, и пригласили его в фильм «Выживший» (2015 года).

кадр из фильма «Выживший»
кадр из фильма «Выживший»

Тут тоже не обошлось без операторской "изюминки" ‒ камера Любецки стала персонажем фильма. Так близко к актёрам редко подходят, а тут… Очень широкий угол объектива, искажающий лицо… Кровь и слюни ДиКаприо, которые попадали прямо на объектив. Ну и, конечно же, свет. Кино такого ещё не видело. Любой человек, выходивший из кинотеатра, говорил: «Безусловно, очень красиво».

Эммануэль Любецки на съёмках фильма «Выживший»
Эммануэль Любецки на съёмках фильма «Выживший»

Видимо, кинокритики сжалились, видя на какие жертвы идёт ДиКаприо ради Оскара (я имею ввиду, что даже с мексиканцами работает), и решили всё-таки дать ему Оскар в 2016 году за "Лучшую мужскую роль", а заодно Оскар получили и два друга, "Лучший режиссёр" и "Лучший оператор".

После этого случая Любецки взял паузу и такого большого кино не снимает… Возможно, ждёт звонка от третьего мексиканца… Зато он очень много фотографирует, посмотрите его instagram.

7 самых красивых фильмов кинооператора Эммануэля Любецки
PRO КИНО11 марта 2022

* Напишите в комментариях, много ли вы смотрели фильмов из тех, что здесь перечислены.

** Ваши лайки и подписка ‒ лучшая поддержка.