В конце XIX века знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал читателю: «Часовое производство в России развито очень слабо; большая часть заведений этого рода носит характер сборных мастерских. Отдельные части для часов получаются частью из Швейцарии, частью из Германии, а в последнее время - и из Соединенных Штатов». Действительно, отечественная часовая промышленность тогда ограничивалась несколькими небольшими фабриками и мастерскими, которые занимались сборкой часов из иностранной, в основном - швейцарской, фурнитуры.
Всё изменилось после октября 17-го, когда в России поменялась власть и концепция государственного развития с упором на индустриализацию и импортозамещение.
Отечественные «производители» часов к тому времени находились в очень сложном положении - запасы фурнитуры стали подходить к концу, а закупки за рубежом обходились не дешево - за всё приходилось платить золотом. Вот почему Совет Труда и Обороны СССР 21 декабря 1927 года принял постановление «Об организации в СССР производства часов».
Планировалось в кратчайшие сроки построить и запустить в эксплуатацию первый в России нормальный часовой завод, а не сборочную мастерскую. Этому вопросу придавалось большое значение - строительство часового завода было объявлено ударной стройкой и обеспечивалось финансированием, материалами и инструментом в первую очередь.
Проблема была в том, что тогда европейцы объявили России бойкот и нужное заводу оборудование продавать не хотели.
Решили проблему просто – купили нужные агрегаты в США, с американской компанией Duber Hampton был заключен контракт о поставке «предприятия под ключ» - со всеми механизмами, станками для производства деталей и приездом специалистов, которые помогут наладить работу.
Американское оборудование ещё только готовилось к отправке, а в Москве, на Воронцовской улице, на территории бывшей табачной фабрики «Красная звезда» в феврале 1930 года началось рытье котлована под главный корпус будущего часового завода. В апреле этого же года пароход с оборудованием часового завода отправился к берегам России, в июне было закончено сооружение главного корпуса, а к 15 сентября завершен монтаж основного оборудования.
И уже 1 октября 1930 года предприятие вступило в строй действующих, получив обязывающее ко многому имя - «1-й Государственный часовой завод» (1ГЧЗ).
Первое время техническую помощь молодым советским часовщикам оказывали специалисты из Соединенных Штатов и Германии, но через два года завод окреп настолько, что получил возможность решать все технические вопросы и развиваться вполне самостоятельно.
Интересно отметить, что практически с первых месяцев своего существования, с 1931 года, 1-й ГЧЗ вышел и на мировой рынок, экспортируя свою продукцию за рубеж.
Златоустовский часовой завод тоже активно продает свои часы иностранцам. ЗЧЗ является прямым преемником и американского завода Duber Hampton, и 1-го ГЧЗ.
Дело в том, что пересекшее океан оборудование через 10 лет пришлось эвакуировать из Москвы на Урал – началась Великая Отечественная война. Предприятие настолько успешно заработало в Златоусте, что после Победы его было решено не возвращать обратно в столицу.