Как давать обратную связь коллегам, чтобы это шло на пользу? Что стоит говорить, а о чем лучше помолчать?
Читаем, запоминаем, применяем на практике.
Зачем вообще нужна обратная связь?
Фидбэк – прекрасный инструмент личного и профессионального развития. Возможность взглянуть на ситуацию под новым углом. Это помогает лучше выполнять свою работу, быстрее двигаться по карьерной лестнице, лучше узнавать себя, своих коллег и доверять им. Чистая психология: чем больше мы говорим друг с другом, тем больше доверяем. Помните, что у обратной связи нет ранга: подчиненные и руководители – все могут участвовать в этом процессе.
Обратку важно уметь не только правильно давать, но и принимать. Иначе он не принесет никакой пользы. Так как же это, правильно?
Основные принципы эффективной обратной связи
Обращаемся к действию или поступку, а не к человеку
Когда случаются острые моменты, очень легко перейти на личности. Даже если коллега вас взбесил сорванным дедлайном, такой цели не было. Поэтому давая обратную связь всегда разделяйте – не человек плохой, а его поступок не укладывается в норму.
Обратная связь даётся, чтобы помочь
Цель обратной связи не в том, чтобы сказать все, что у вас накипело по поводу коллеги. Она дается чтобы улучшить качество выполняемой работы, но не поменять его внешность или характер. Говорить о том, что в отчете есть косяки и его можно улучшить стоит, но вот критиковать цвет волос или его выбор стикеров на ноутбуке – не надо. Не прикрывайте обратной связью плохое настроение или желание высказаться.
Больше конкретики
К тому чтобы дать хорошую обратку надо подготовится. Особенно, если произошел резкий эмоциональный момент. Остыньте, соберите факты и аргументы для качественного фидбэка. Откажитесь от эмоциональных оценочных реплик в пользу конкретных примеров. Хвалите? Укажите за что, будьте конкретны! Нашли косяк? Указывайте на то, что стоит убрать, улучшить и заменить. Если можете предлагайте пути решения. Это всегда будет эффективно!
За словами стоят последствия
Помните, что вы даете обратную связь живому человеку. Стоит обратить внимание на слова и формулировки, которые вы используете. Правду можно сказать по разному. “Ты все упускаешь” и “тебе следует уделить больше внимания деталям”. Видите разницу? Смысл один и тот же, но эмоциональная окраска разная.
Как давать обратную связь?
Не лезь куда не надо
Если давать обратную связь не входит в ваши прямые обязанности, уточните готов ли коллега ее слышать от вас. Уточните, в какой форме будет лучше ее высказать и в какое время. Получать обратную связь должно быть комфортно, так же как и давать.
Сэндвич не только классный обед, но и эффективная система для фидбэка
Когда начинаете говорить в первую очередь говорите о плюсах, подчеркивайте сильные стороны и позитивные моменты. Это наш первый хлебушек. В “начинку” кладем острые моменты. Второй хлебушек снова хорошее - делаем акцент на достижениях и победах. Похвала мотивирует к достижениям и работе над собой. Она дает толчок к развитию и помогает оставаться на гребне волны.
И еще один момент, цель обратной связи помочь в развитии. Но какая бы классная ни была обратная связь и информация, ваш коллега не обязан принять информацию к действию.
Как принимать обратную связь?
Будьте открыты
Вас не хотят обидеть! Ваш коллега, указывает на те моменты, которые можно улучшить, усилить и заняться собой. Когда вам дают обратную связь постарайтесь откинуть эмоции. Выслушайте, не перебивайте и не пускайтесь в объяснения. Помните, что ваша задача – не оправдать себя, а собрать информацию о своей слепой зоне, проанализировать и стать лучше.
Поблагодарите человека, который дал обратную связь
Да, ему было нелегко, возможно он был где-то резок и нарушил ваши границы. Скажите об этом, обсудите с ним пункты о которых он говорил, но будьте благодарны. Мы все учимся и это процесс который позволит всем стать ближе.
Поработайте над тем, что услышали
Иногда нужно время, чтобы принять новую информацию о себе и своей работе. Дайте его себе, но обязательно проведите работу над ошибками. Подумайте, как вы можете усилить свою работу или улучшить ее качество. Закрепите это знание и постарайтесь не совершать подобных ошибок.
Давая и получая обратную связь, мы учимся быть ближе. Всегда помните о главной цели – стать лучше самому и помочь стать лучше своим коллегам.