Университет Вирджинии в США проанализировал уровень грамотности среди детей начиная с нулевого и до второго класса начальной школы. Результаты показали, что 34,9% плохо читают.
- В допандемийном, 2019 году таких детей в США было 21%, в 2020-м — уже 30,8%.
- Также минувшей осенью выяснилось, что навыки чтения в этой возрастной группе находятся на самом низком уровне за 20 лет проведения исследований.
- Например, в Бостоне около 60% учащихся школ испытывают проблемы с чтением — это в 2 раза больше, чем до пандемии.
- В школе города Бриджпорт (штат Коннектикут) первоклассникам 6–7 лет было трудно прочитать и произнести слово ship (англ. «корабль), пишет New York Times.
- Наибольшее снижение грамотности наблюдается среди чернокожих, латиноамериканских учащихся, а также инвалидов и детей из малообеспеченных семей.
Что говорят
Ключевым фактором снижения грамотности среди детей Axios называет нехватку учителей.
- В стране растет спрос на частные уроки по чтению для детей из богатых семей. Родители готовы платить до $200 в час, поэтому многие учителя уходят из государственных школ.
Эксперты отмечают, что если в США дети не научатся читать к концу начальной школы, последствия будут «драматичными». Учащиеся из бедных семей с большей вероятностью бросят школу, не смогут найти в будущем высокооплачиваемую работу и станут преступниками.
Тенденция
По данным ЮНЕСКО, до пандемии во всем мире не умели читать около 483 млн детей. В 2021 году на планете насчитывалось уже 584 млн таких детей.
- В 65% стран с низким уровнем доходов населения и 35% — с высокими доходами власти сократили расходы на образование из-за кризиса.
- 10 ноября 2021 года главы государств и правительств, а также министры образования более чем из 40 стран приняли Парижскую декларацию — глобальный призыв к увеличению инвестиций в образование.
На данный момент из-за полного или частичного закрытия школ страдает качество образования более чем 635 млн учащихся во всем мире, отмечает ЮНИСЕФ.
- В странах с низким и средним уровнем доходов населения до 70% детей 10 лет не умеют читать или понимать смысл даже простого текста. До пандемии этот показатель составлял 53%.
- В Эфиопии учащиеся начальных классов усвоили только 30–40% программы по математике.
- В некоторых штатах Бразилии около трех четвертей второклассников не умеют читать (до пандемии — 50%).
- В ЮАР 400–500 тыс. учеников бросили школу в период с марта 2020-го по июль 2021-го.
В России
В Рособрнадзоре также отметили снижение качества знаний у школьников на фоне пандемии.
- Глава ведомства Анзор Музаев в январе 2022 года заявил, что это в основном касается тех дисциплин, где при обучении необходимо лабораторное оборудование, а также тех субъектов РФ, где удаленка была самой продолжительной.
- даже выросла.При этом Музаев не назвал ситуацию «катастрофической». Он отметил, что в гуманитарных дисциплинах тенденции на снижение качества знаний нет, а читательская грамотность
- Заслуженный учитель РФ Александр Снегуров заявил, что грамотность среди учащихся снижается несколько лет подряд, пандемия лишь обострила эту проблему: «Дети пишут с маленькой буквы, не соблюдают пунктуацию, сокращают слова и изобретают новые. Это запрос на динамичность, сжатость и клиповость, но это опасно, мы должны сохранить язык, иначе скоро мы не сможем понимать детей и прочитать их тексты», — сказал педагог.