Великая Отечественная война продиктовала необходимость изменения характера и сущности деятельности всех советских органов власти применительно к специфике военного времени. Военное положение, действовавшее в большинстве регионов Европейской части СССР с начала Великой Отечественной войны, не являлось препятствием для осуществления внутри страны деятельности правоохранительных органов. Наоборот, необходимость сохранить правопорядок и обеспечить законность в чрезвычайных условиях требовала уделять особое внимание государственному управлению в этих сферах.
Одними из главных преобразований в правоохранительной сфере стало изменение задач и масштабов работ правоохранительных органов. Периодически происходило обновление его состава, совершенствование его структуры, а также методов и функций деятельности. 20 июля 1941 года произошло воссоздание единого Народного комиссариата внутренних дел, в который вошли как органы государственной безопасности, так и военной контрразведки.
Руководителем нового комиссариата продолжал оставаться Л.П. Берия. Созданный единый централизованный орган, осуществляющий охрану государственной безопасности и ведающий внутренними делами, позволил в условиях сложного начального периода войны сконцентрировать силы и направить их для борьбы с немецкой армией, перебежчиками и солдатами-дезертирами.
Такая система существовала до 1943 года, после чего структуры разведки и контрразведки были выделены в отдельный Народный комиссариат государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым, а организация Главного управления военной контрразведки (так называемый СМЕРШ) и её руководитель В.С. Абакумов переведены в состав Народного комиссариата обороны под непосредственное руководство Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Целью этой организации было выявление и обезвреживание вражеских агентов и диверсантов как на фронте, так и на освобождённых территориях.
Было проведено реформирование основ функционирования карательных органов. Органы военной юстиции подверглись перестройке в июле 1941 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий». В соответствии с положениями этого указа были созданы судебные органы с чрезвычайными полномочиями – военные трибуналы. Такой орган действовал при каждой армии, корпусе, дивизии, гарнизоне, а также при бригадах на железнодорожном, морском и речном гарнизоне, а также при бригадах на железнодорожном, морском и речном транспорте военного назначения. Они осуществляли свою деятельность под управлением Народного комиссариата юстиции СССР, а также под контролем Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главного Военного Прокурора РККА и Главного Прокурора Военно-Морского Флота СССР. Обвинение поддерживали специальные прокуратуры. Изначально, в составе трибунала находилось три постоянных члена, позже, в 1943 году, к ним были добавлены заседатели. Трибуналы осуществляли рассмотрение дел, связанных с совершением наиболее опасных деяний, включая спекуляцию и хулиганство. Дела рассматривались в режиме закрытого процесса в максимально укороченные сроки. Выносимый приговор не подлежал обжалованию и приводился в исполнение незамедлительно.
Исполнение смертного приговора могло быть приостановлено командующим армией или округа, а также военным советом. На территории, объявленной на осадном положении, без судебных разбирательств могла применяться смертная казнь по отношению к провокаторам, шпионам и вражеским агентам. На такой местности некоторые территориальные суды и прокуратуры были преобразованы в соответствующие военные инстанции.
Народный комиссариат внутренних дел обладал широким кругом полномочий. Так, пограничные войска НКВД осуществляли охрану государственной границы СССР и борьбу с нарушителями пограничного режима. Оперативные войска НКВД осуществляли борьбу с бандитизмом. Войска НКВД по охране особо важных объектов промышленности обеспечивала безопасность функционирования промышленного комплекса особого назначения. Конвойные войска НКВД осуществляли сопровождение осужденных и военнопленных лиц к местам заключения, охраняли лагеря военнопленных, тюрьмы и объекты, на которых использовался труд заключенных [1, с. 217].
В самом начале военных действий против Советского Союза Германия сосредоточила на Восточном фронте основные силы своего разведывательного и контрразведывательного комплекса, а также специальных диверсионных отрядов. Советские органы государственной безопасности вели тяжелую целенаправленную деятельность по раскрытию и пресечению подрывной работы немецких спецслужб, обеспечивали безопасность стратегически важных промышленных объектов, а также поддерживали законность и порядок в государстве.
Политбюро ЦК ВКП(б) в Постановлении от 25 июня 1941 года возложила на органы НКВД охрану тыла Красной Армии. Выполнение данной задачи было поручено войскам НКВД, прифронтовой милиции, а также специально созданным истребительным батальонам при соответствующем территориальном органе НКВД, которые выявляли и захватывали вражеских разведчиков и диверсантов на советской территории.
На прокуратуру в период войны помимо имеющихся полномочий была возложена функция осуществления надзора за своевременным исполнением постановлений ГКО, а также директив партийного и правительственного уровня. Было существенно увеличено число органов военной прокуратуры за счет преобразования в них отдельных структур транспортной и прифронтовой прокуратур. Военная прокуратура имела свои подразделения на фронтовом уровне, на уровне отдельных армий, того или иного войскового соединения или тылового военного округа.
Военные годы стали своеобразным испытанием для советских милицейских структур. С самого начала войны полномочия милиции расширились и существенно усложнились. Органы милиции проводили борьбу с паникерами и мародерами, определяли местонахождение уклоняющихся от воинской обязанности, выявляли факты хищений на военно-транспортных и эвакуационных перевозках, пресекали деятельность провокаторов, обеспечивали эвакуацию населения, промышленных предприятий и ценных объектов [2, с. 203].
Военный период охарактеризовался значительным осложнением криминальной обстановки в стране, существенным ростом преступности. В 1942 году уровень преступности в стране вырос на 22% в сравнении с 1941 годом, в 1943 году – на 20,9% в сравнении с 1942 годом, в 1944 году – на 8,6% в сравнении с предыдущим годом. Только в 1945 году впервые за долгое время зафиксирован спад уровня преступности – первое полугодие продемонстрировало снижение количества совершенных преступлений на 9,9%.
Уголовным розыском осуществлялось раскрытие таких совершенных преступлений, как убийства, грабежи, разбои, мародерства, кражи из жилых помещений эвакуированных граждан, оказание посильной помощи органам государственной безопасности в сфере выслеживания немецких агентурных сетей [3, с. 146]. Одним из самых негативных факторов, ставших следствием военных действий, был фактор доступности разного вида оружия в прифронтовой зоне и в освобожденных от немецких войск территориях. Это привело к захвату преступниками оружия, объединению их в вооруженные бандформирования и совершение ими убийств, разбоев, краж предметов государственной и личной собственности.
Отдельно стоит упомянуть о работе подразделений органов НКВД по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Им пришлось уделить серьезное внимание охране продовольствия, направленного в качестве обеспечения РККА и гражданского населения необходимыми продуктами.
Отдельно решался вопрос контроля за снабжающими и заготовительными организациями, предприятиями отрасли питания и торговых сетей. Данная проблема проявилась, когда после оккупации отдельных территорий СССР был установлен факт безвозвратной утраты значительных продовольственных ресурсов.
Государственный Комитет Обороны 22 января 1943 года принял Постановление «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров», в соответствии с которым Народным комиссариатом внутренних дел был издан особый приказ об усовершенствовании применяемых мер в борьбе с такого рода преступлениями. Приказ установил срок расследования по данной категории преступлений в десять дней.
За время войны выработался ряд новых черт государственного управления в правоохранительной сфере. К ним можно отнести всеобъемлющий характер; установление новых функций, базирующихся на законах военного времени. Это позволяло обеспечивать эффективность деятельности правоохранительных органов в достижении своих задач, достичь качественно новые уровни организационной работы, что внесло свой особый вклад в достижении победы в войне и обеспечению режима законности и правопорядка в государстве.
Библиографический список
1. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 217.
2. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008. С. 202-203.
3. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М., 1987. С. 146-148.
https://elibrary.ru/item.asp?id=47204851