Ни для кого не секрет, что Канье Уэст не совсем обычный человек: гений музыки, титан поп-культуры двухтысячных, человек, настолько повлиявший на искусство в целом, что удостаивается сравнения с самим Пикассо. Хотя Канье уже давно вышел за рамки искусства, и сравнивает он себя не только с Пабло, который Пикассо, а также с Эскобаром и даже с Апостолом Павлом (кстати, у Канье есть песня I Am God). Можно долго говорить о его эксцентричности, о неординарности каждого поступка. Вспомнить те же выходки Канье в твитере, которые уже давно разобрали на цитаты. Канье Уэст – это прежде всего творец. Умение создавать абсолютно новые концепции от альбома к альбому на протяжение двух десятилетий, согласитесь, это что-то уникальное. Говоря про концепцию, с каждым новым творением Йе уходит в новый жанр, делая это не только в музыке, но и визуальном плане, создавая новый образ для каждого релиза.
My Beautiful Dark Twisted Fantasy – магнум опус мистера Уэста, монументальный альбом, определяющий его как артиста. Ни экспериментальный «808s&Heartbreak», несомненно, изменивший и открывший эмо-рэп для слушателей, ни Graduation c хитами вроде Flashing Lights и Stronger не могут сравниться со всей масштабностью и величием пятого студийного альбома Канье. Если у Битлс есть Abbey Road, у Майкла Джексона есть Thriller, то у Канье есть «красивая мрачная фантазия». Один из лучших альбомов современности, 22 ноября 2010 года хип-хоп поменялся навсегда. Хотя MBDTF невозможно отнести полностью к хип-хопу, электронной или поп-музыке. Пока играет пластинка, стирается грань между музыкальными жанрами, ведь этот альбом – это результат продолжительного, вымученного эксперимента Веста. Он дает простор своему творчеству, одновременно показывая истинного себя. Ведь это действительно воплощение его фантазии. Его прекрасной, темной и извращенной фантазии.
Забавно, что всего этого могло не быть без Тейлор Свифт. Толчком для создания альбома стал инцидент на премии MTV Video Music Awards 2009 года. Но что произошло? Тейлор Свифт принимала награду за лучшее видео женского исполнителя, которую, по мнению Уэста, Бейонсе должна была выиграть за клип на Single Ladies. Канье выбежал на сцену, произнес все что было на уме и скрылся. За кулисами Тейлор плакала — и Бейонсе тоже. Канье попросили покинуть здание, следующий шаг – покинуть страну. Мы честно не до конца понимаем, что они ожидали от человека в тимберлендах и с бутылкой Henessy в руках, но это происшествие вызвало хаос среди американского общества, учитывая тот факт, что социальные сети уже стремительно набирали популярность в конце нулевых. Настолько, что даже новоиспеченный президент Барак Обама в одном из интервью назвал Йе болваном (jackass). Правильно ли поступил Канье? Скорее нет. Но был ли он неправ? Он просто был собой, говорил то, что имел в виду. Тем более, мы не думаем, что кто-то вспомнит клип, за который эту награду и вручали.
Ища убежища от пристального внимания СМИ, Канье на несколько месяцев уехал в изгнание в Гонолулу. Он пригласил десятки известных артистов и продюсеров на Гавайи для работы над альбомом. Чтобы получить представление о масштабности всего релиза, можно перечислить лишь часть исполнителей, принимавших участие: Raekwon, RZA, Pusha T, Rick Ross, Charlie Wilson, Big Sean, Nicki Minaj, Drake, Common, Jay-Z, John Legend, Rihanna, Elton John, Beyoncé, Kid Cudi.
Распорядок дня артистов был изнурительным: в студии проводилось до 12 часов в день, одну и ту же строчку артисты могли повторять сотню раз, чтобы получить нужный результат. “Они встают каждое утро, чтобы позавтракать”, – сказал продюсер RZA в интервью Red Bull Music Academy. “Они говорят о вчерашнем дне, и о следующем дне, и о дне сегодняшнем, и о настоящем. Они планируют. За завтраком они сидят там и говорят о том, что они хотят сделать, что они сделали и как сделать свою музыку лучше”. Для Канье этот релиз был шансом вернуться на олимп музыкальной индустрии. По его словам, этот альбом выполнен так, будто от него зависит последующая жизнь артиста.
Взять, например, трек Power – на его создание у Канье и команды ушло 5000 часов!
С первого же прослушивания бросается в глаза, насколько продуманный и всеобъемлющий этот альбом. Он является синонимом к слову "максимализм": сэмплы, духовые инструменты, хор, синтезаторы, куплеты от приглашенных артистов, и это не про альбом в целом, а про каждый трек в отдельности. Канье показал, что такая перегруженность звука может быть хорошем качеством. Взять, пример, трек Power – на его создание у Канье и команды ушло 5000 часов! Сам Канье сравнил этот трек с египетскими пирамидами по монументальности.
Power – квинтэссенция альбома, пик творчества. Здесь Канье сочетает сэмплы из рока, драм-машины, хор, автотюновое аутро, в принципе почти все возможное, но звучит это очень органично, как и все композиции на альбоме, который задуман как путешествие антигероя к освобождению, но, возможно, оно никогда и не наступит. Он позволяет себе беспорядок на изысканном фоне, будь то стрельба из своих фирменных драндулетов, бросание обвинений, сведение счетов, пение не в тональности или изображение его собственных грубых и нелестных действий.
Канье демонстрирует свое самое уродливое поведение, а затем переходит в абсурд
В “Power” он набрасывается на SNL и называет себя “мерзостью нации Обамы”, в то время как Gorgeous нацелен на правительство, которое якобы работает над тем, чтобы чернокожие люди заразились СПИДом. Мрачно воинственный “Hell of A Life” открывает окно в гедонистический образ жизни, которым он жил в то время, — повествование, которое принимает более мрачный оборот в музыкально-элегантной, лирически тревожной Blame Game. Там, за фортепианным сэмплом из Aphex Twin Avril 14th, Канье демонстрирует свое самое уродливое поведение, а затем переходит в абсурд: непристойный монолог Криса Рока, восхваляющий сексуального партнера, которому нечего сказать в свое оправдание, кроме “Yeezy taught me”. Отдельно выделим трек Runaway: это баллада от перспективы Канье-антогониста, который, будучи в изгнании рассказывает о лицемерности индустрии шоу-бизнеса. Этот трек запоминается с первой ноты, а проигрыш инструментала в начале до сих пор остается одним из самых культовых моментов хип-хопа.
Уэст выпустил шедевральный альбом, очень хорошо принятый критиками (как, пример, авторитетное издание Pitchfork оценило его на 100/100), оставаясь антигероем всего музыкального сообщества. В этом и заключается злой гений Канье, неважно, что он задумал сделать «отрицательного», например, закопать бойфренда своей бывшей жены в новом клипе, мы можем быть уверены что он вернется и подкрепит все свои «злодеяния» очередным шедевром. Независимо, от Йе, музыка Канье остается стабильно гениальной.