Наушники в ушах, параллельно - домашнее задание в тетради, одновременно ищет информацию в интернете и ведёт беседу в чате с одноклассниками. Типичный портрет ребёнка возраста примерно 8+. Неужели наши дети стали подобны великому Цезарю, который, как говорят, мог делать сразу несколько дел одновременно?
Гипотеза
И может ли действительно наш мозг выполнять сразу несколько задач?
Результаты эксперимента
Современные учёные проводили эксперименты, когда испытуемым предлагалось выполнить сразу 2-3 задачи. Сначала ничего не получалось, но постепенно участники эксперимента все меньше стали допускать ошибок и казалось, что они выполняют сразу несколько дел, требующих внимания. Но оказалось, что они лишь натренировались очень быстро переключаться между задачами, а делать сразу два дела человеческий мозг не умеет.
Секрет - в клиповом мышлении
Как же тогда подросток может выполнять несколько задач одновременно, а главное, насколько качественно он может с этим справиться? Многие ученые объясняют способность к многозадачности клиповым мышлением, когда человек может быстро переключаться с одной информации на другую, никак не связанную с предыдущей, и, соответственно, быстро на нее реагировать. Но при этом человек с клиповым мышлением не вникает глубоко в суть вещей: нет понимания, нет осмысления, оценки, нет длительной концентрации внимания. Как пишет К.Г. Фрумкин: «Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься» то за одно, то за другое дело». Поэтому и качественно выполнить свою работу подросток вряд ли сможет, скорее он представит информацию, но не осмыслит ее в полной мере. Ведь как сейчас дети выполняют домашнее задание? Ищут по ключевым фразам информацию в интернете, скачивают ее - и все, реферат готов!
А как же проверка на достоверность информации, анализ, обобщение, сравнение?
Какое мышление развивать?
Цезарь был великим человеком, который обладал незаурядным умом, любил литературу, был прекрасным оратором и политиком, он был очень деятельным, его ритм работы можно сравнить с ритмом жизни современного человека. Возможно, поэтому люди удивлялись тому, сколько дел он мог выполнить одновременно. Скорее всего, он обладал понятийным мышлением (выделяют разные типы мышления: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, образное мышление, абстрактно-логическое (понятийное), которое характерно для людей, способных держать в памяти большие объемы информации, отслеживать последовательность развития сюжета, видеть логическую и причинно-следственную связь на фоне высокого уровня концентрации внимания). И если у человека с развитым понятийным мышлением выполнение большого количества задач возможно за счет правильно расставленных приоритетов, то у человека, обладающего клиповым мышлением, при его многозадачности очень скоро наступает когнитивная усталость, когда он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит: мозг таким образом начинает защищать себя от перегрузки.
Клиповое мышление - это реальность современного мира с его огромными информационными потоками.
При этом большинство родителей хотели бы видеть своих детей в чем-то похожими на Цезаря, у которого все его государственные дела заканчивались триумфом.
Как понять, развивается ли у ребенка понятийное (анализирующее) мышление?
Уже в младшем школьном возрасте начинается постепенный переход от наглядно-образного к словесно-образному (понятийному) мышлению. Развиваются мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.
Отправляя детей в первый класс, мы уже можем продиагностировать уровень сформированности предпосылок развития познавательных умений, в основе которых заложены такие мыслительные операции, как умение обобщать (синтез), умение устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать (анализ) и т.д.
Примеры заданий, которые диагностируют мышление
Вот пример задания, которое диагностирует умение выделять признак понятия, переключаться с одного объекта на другой, при этом сохраняя концентрацию внимания на самом условии задания:
Или пример задания на умение определять причинно-следственные связи:
Как развивать понятийное (анализирующее мышление)?
· Включать в занятия задания на развитие памяти, мышления, внимания
Например, младшему школьнику предлагаются задания на развитие таких мыслительных операций, как:
- рассмотрение ряда объектов под одним и тем же углом зрения;
- переключение с одного аспекта рассмотрения на другой;
- совмещение аспектов рассмотрения, то есть одновременное видение, осмысление предметов с различных точек зрения.
Приведем примеры подобных заданий.
Задание направлено на развитие логического умения обобщать. Детям предстоит выполнить задание с опорой на свой опыт, на свои знания литературных героев. При этом они должны уметь переключаться на разные обоснования, по которым объединены предложенные группы объектов.
Задания на умение осуществлять логические умения «синтез» и «анализ». Детям предстоит мысленно объединить названия объектов по их существенным признакам и выбрать лишнее; кроме того, требуется доказать свою точку зрения, объяснить сделанный выбор, что способствует развитию речи. Во втором задании объекты уже объединены по существенному признаку, детям только нужно определить, что это за признак.
· Развивать речь ребенка, которая является инструментом мышления
Например, в учебниках Нечаевой Н.В. по русскому языку (1-4 класс) задания направлены на развитие не только письменной, но и устной речи. Автор побуждает к общению, обмену мнений, инсценированию ситуаций, что способствует развитию речи.
Но развивать речь ребенка нужно не только на уроках русского языка, но и на каникулах, в выходные дни, когда родители проводят время вместе с детьми. Вот пример заданий, которые можно предлагать детям устно или письменно:
· Читать литературу
Вы скажете, что дети сейчас не читают. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, читайте вместе с ним. Это может быть чтение по ролям, чтение на ночь, обсуждение сюжета, героев, разыгрывание сценок, прогнозирование событий в сказках, сочинение продолжения и окончания истории.
· Давать возможность детям говорить
Задавайте детям вопросы и учите задавать вопросы, учитесь не слушать, а слышать детей, создавайте ситуации для детей, где нужно сделать предположение, включить воображение, провести мини-исследование, определить причину события и его последствия.
Закончить статью хочу словами одного общественного деятеля: «Наиболее важным ключом к успеху и достижения детей является позитивное участие родителей».
Полина Галяшина