Среди необычных автомобилей СССР есть разные. Грузовики, внедорожники, военная техника – в этом страна преуспела. Но вот в гражданском секторе интересных разработок в разы меньше, что ничуть не умаляет достоинства обычных Жигулей, Москвичей и Волг. А ведь были и специальные изделия для людей с ограниченными возможностями. Вот об одном таком ТС и пойдёт речь.
Героиней стала моторизованная коляска СМЗ-3А. Она собиралась в Серпухове на мотоциклетном заводе. Свою настоящую славу обрела благодаря кинематографу в известном фильме Л. Гайдая. В общем-то, непосвящённому пользователю может показаться, что этой информации достаточно. На самом деле, машина любопытнее, чем кажется.
Компоновка
Слово «Порше» особенное в рамках контекста. Прежде всего обращает внимание заднее расположение мотора. Это довольно необычно, хотя встречается на автомобилях марки ЗАЗ. И всё же решение нельзя назвать типовым в мировой и отечественной промышленности. Такая схема загружает задние ведущие колёса, что способствует мягкому и плавному старту. Между тем, нос мотоколяски загружен меньше, что не всегда хорошо.
Машина ещё является кабриолетом. И это весьма отличительная черта. И снова можно вспомнить те самые «Запорожцы». Крыша мягкая, складывается относительно легко без механических приводов и помощников.
Посадочная формула рассчитана на двух человек: водителя и пассажира. Много ли подобных автомобилей было в Союзе? Конечно, нет! Нельзя сказать, что это решение роднит СМЗ-3А со спортивными аналогами. Ведь и в других странах есть опыт выпуска похожих средств передвижения.
Кстати, после фильма с участием Могунова коляску стали называть «Моргуновкой», настолько зрителям запомнился яркий образ ТС вкупе с харизматичным актёром. Настолько был обаятельный этот злодей «инвалид» в кино, что смог создать позитивный имидж машине, которая вмиг приобрела народную любовь.
Технические особенности
· В заднем свесе продольно установлен бензиновый карбюраторный мотор ИЖ-56. Рабочий объём составляет 0.3 л, что позволяет агрегату развивать мощность 8 л.с. Заправлялся такой движок по мотоциклетному принципу: вместе с моторным маслом.
· Силовая установка стыковалась с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Этот безальтернативный вариант позволял развить машине скорость до 60 км/ч. И это даже по тем временам было недостаточным показателем, за который автожурналисты критиковали «Моргуновку».
· Подвеска спереди была выполнена по немецкой схеме Ф.Порше. В конструкции использовались торсионы и рычаги. Это ещё одна особенность данной мотоколяски.
· Как это ни странно, но о безопасности даже не шло речи! Тормозные барабанные механизмы были расположены только в задней части автомобиля. Это и плохо, ведь при замедлении вес переносится на передок. Впрочем, подобных просчётов в конструкции «инвалидки» было несколько.
Сегодня подобная идея данного гибридного автомобиля кажется сомнительной. Но много ли успешных претендентов (пусть даже зарубежных) существует? Очевидно, что нет. Если бы действительно классные и доступные решения уже были, то люди с ограниченными возможностями непременно воспользовались бы возможностью. А СМЗ-3А попыталась соединить практичность, низкую цену и некий комфорт. Хотя, если первых качеств было ещё достаточно, то с удобством явно не рассчитали. И самое интересное то, что по слухам в СССР машиной пользовались обычные люди. Так происходило, потому что в стране наблюдался дефицит стандартных авто.
Внешний вид
Спереди машину длиной 2.6 м можно легко узнать по узкому капоту, высоким отдельным крыльям и круглым фарам. На месте, где обычно расположена фальшрадиаторная решётка, красуется надпись завода.
Бока включают распашные в обратную сторону двери с хромированными ручками. Колёсные арки имеют характерный профиль.
Сзади авто легко узнать по сложенной мягкой крыше и крышке моторного отсека с прорезями. Фонари круглые и маленькие.
Интерьер
Внутри на удивление просторно. Встречает трёхспицевый руль большого диаметра. Приборная панель металлическая со спидометром и указателем уровня топлива. Замок зажигания расположен посредине торпеды. Сидений всего два, подголовники отсутствуют. Органы управления предназначены для инвалидов.
Вот такой необычный автомобиль – СМЗ-3А. Он уже в истории, где занял своё почётное место.
Займ под ПТС СПБ: lombard98.ru