Помните, мы обсуждали с вами знаменитый роман «Чтец»про неграмотную женщину, которая в фашистской Германии служила охранницей в концлагере? Женщина не умела читать и поэтому мало разбиралась в вопросах добра и зла. А когда разобралась, жизнь прошла и стало уже слишком поздно. И погибших людей было уже не вернуть.
Невежество в вакууме – довольно безобидная вещь, которая, по сути, вредит исключительно своему носителю. Невежественный человеклишен многих радостей жизни, ограничен в возможностях принимать правильные решения, много теряет в качестве жизни, здоровье, комфорте. Но все это, согласитесь, является исключительно его проблемами, ну, или разве что, проблемами его близких.
Все меняется, когда невежество берет на свое вооружение зло. Как писал Козьма Прутков, «люди подобны колбасам: чем их начинят, то в себе и носят». Невежественного же человека можно, как вы понимаете, начинить практически чем угодно – он поистине чистый лист, на котором может творить любой художник.
Примеров того, что может сотворить с невежеством зло, в истории предостаточно. Самое же главное – оно может натравливать невежественных людей друг на друга, формируя у них так называемый «образ врага». Не владея достаточным количеством знаний о фактах объективной реальности, не имея достаточных навыков, чтобы отличать собственно факты от их интерпретации, не зная ключевых исторических событий и прочего, невежественные люди становятся удобным вместилищем для любой идеологии или искусственно созданной мифологии.
Зло подкупает невежественного человека, как правило, тем, что предлагает ему простые мыслительные конструкции, примитивные причинно-следственные связи, стимулирует на принятие самых простых решений, не требующих тяжелого выбора. При этом зло дает невежеству иллюзию «всезнайства», наполняя скудный разум такого человека обилием самых разных фактов и их интерпретаций.
Как правило, многие из этих фактов – ложные, а интерпретации – как минимум, сомнительные с точки зрения морали, но невежество не может и не хочет в этом разбираться. Если ему сказали, что спикер - «эксперт», а фотографии, например, с разрушенными взрывом домами – «фейки», невежество этому верит, и переубеждать его бесполезно.
Любая более сложная конструкция, основанная, к примеру, на христианской морали или реальных исторических причинно-следственных связях, будет невежеством немедленно отторгнута. Во-первых, потому, что зло уже предложило ему свою интерпретацию, и пустота разума заполнена. Во-вторых, потому, что любые мало-мальски сложные системы и материи отвергаются не привыкшим к сложным умозаключениям разумом почти интуитивно. Ну и в-третьих, невежество не знает морали, и потому объяснить ему, чем ваша точка зрения хороша, а его плоха – невозможно.
Мораль как представление о базовой дихотомии добра и зла, увы, не всасывается с молоком матери. Это продукт развития культуры множества эпох и поколений, и доступным он становится только по мере образования. Невежество же, как субстанция, не затронутая образованием, незнакомо, по большому счету, и с моралью. Именно поэтому оно становится легкой добычей и инструментом зла.