Найти тему

Самвел Гаспаров: мастер "вестерна по-советски"

В советском кино существовал такой жанр, как фильм на историко-революционную тему. Этот жанр включал в себя различные направления, от фильмов о Ленине и о биографиях революционеров до приключенческих фильмов на тему Гражданской войны, снятых по законам западных вестернов или "истернов", где были погони, перестрелки, конные трюки, поимка какой-нибудь банды, поиски золота, разоблачение предателя и т.д.

И если фильмы "ленинианы" часто бывали скучны, шаблонны и во многом конъюнктурны, то "советские вестерны" часто пользовались успехом у зрителей. Конечно, высокую планку здесь задал фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974). Фильм вошел в золотой фонд советского кино и до сих пор любим зрителями.

Поэтому другим режиссерам, которые стали снимать подобные фильмы, надо было очень постараться, чтобы дотянуться до шедевра Михалкова и, к сожалению, удалось это далеко не всем. Почти каждый год выходило много таких фильмов, но сегодня они практически все забыты.

Но был в советском кино 70-80-ых годов режиссер, который не просто снимал приключенческие фильмы на темы Гражданской войны, он осваивал этот жанр и сделал "вестерн по-советски" своей специализацией и визитной карточкой. Имя этого режиссера Самвел Гаспаров.

Самвел Гаспаров
Самвел Гаспаров

Фильмография Самвела Гаспарова (режиссерские работы):

1974 - Рейс первый, рейс последний

1977 - Ненависть

1978 - Свидетельство о бедности

1979 - Забудьте слово "смерть"

1980 - Хлеб, золото, наган

1981 - Шестой

1983 - Без особого риска

1985 - Координаты смерти (СССР-Вьетнам)

1987 - Как дома, как дела?

1990 - Стервятники на дорогах

2008 - Капкан для киллера

Самвел Гаспаров родился 6 июля 1938г. в Тбилиси.  В 1970 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). В начале своей кинокарьеры работал на Одесской киностудии, а с 1980г. на Киностудии им. Горького.

Как видим из фильмографии режиссера, снимал он разнообразное кино, но всегда с острым сюжетом.

И если первая его работа киноповесть «Рейс первый, рейс последний», рассказывающая о водителях-дальнобойщиках, которые едут из Одессы в Тбилиси, прошла достаточно незаметно, то уже вторая работа, фильм "Ненависть", принесла первую известность режиссеру в 1977 году. И именно этот фильм определил главную тему в творчестве Гаспарова, к которой он постоянно возвращался - революционная романтика и суровые события Гражданской войны, снятые в увлекательной приключенческой форме.

-3

В фильме "Ненависть" рассказывается о трагедии одной семьи во время Гражданской войны - трое братьев оказались по разные стороны баррикад: один воюет за красных, другой за белых, третий - анархист. Умирая, отец решил помирить сыновей, чьи пути разошлись еще в начале революции. Но встреча братьев его не обрадовала — глубоко затаили они вражду друг на друга. Но, похоронив отца и едва выехав за околицу, братья видят, что в село ворвалась банда и стала бесчинствовать. И тогда они устремляются по следам бандитов… В главных ролях снимались Евгений Леонов-Гладышев, Елена Цыплакова, Константин Степанков и др. А одним из авторов сценария был Никита Михалков.

-4

После этого фильма Гаспаров понимает, что это именно его направление в кино, начинает его развивать и снимает в подобном жанре ещё несколько фильмов:

"Забудьте слово "смерть" (1979) (Сюжет: 1920 год. В небольшом селе Суховка на Украине свирепствует банда батьки Кикотя. Отважный чекист Иван Островой проникает в ее логово…, в ролях: Богдан Ступка, Евгений Леонов-Гладышев, Константин Степанков);

-5

"Хлеб, золото, наган" (1980) (Сюжет: Воспитательница детского дома везет хлеб голодающим детям. Ее случайные попутчики — чекист Горбач, матрос Саша и начальник станции Зайцев, которому в руки попали три слитка золота. А вокруг — красные, белые, бандиты…, в ролях: Владимир Борисов, Юрий Григорьев, Эдуард Марцевич);

-6

И самый свой известный и, наверное, лучший фильм-вестерн "Шестой" (1981) (Сюжет: Отгремела гражданская война. В маленьком южном городке появился шестой по счету начальник милиции. Пятеро предшественников Глодова вместе с другими активистами были зверски убиты бандой неуловимого Вахрамеева. И теперь Глодову с несколькими верными помощниками предстоит смертельная схватка с сильным врагом…, в ролях: Сергей Никоненко, Михаил Козаков, Владимир Грамматиков, Михаил Пуговкин).

-7

Все эти фильмы так или иначе пользовались успехом у зрителя: "Ненависть" посмотрело 24 млн. зрителей, "Забудьте слово "смерть" - 24,2 млн., "Хлеб, золото, наган" - 22,9 млн., "Шестой" - 24,7 млн.

Но вот критика всегда разносила фильмы Гаспарова "в пух и прах". В основном, как они считали, за отсутствие психологизма и обилие кровавых сцен.

Да, эти фильмы не психологические драмы, они основаны на действии, в них много красиво снятых трюков и достаточно натуралистичных сцен. Там действуют смелые, отважные и лихие герои. Но это честное, брутальное, мужское, по-хорошему, "мясное" кино, без "сантиментов". И именно это и привлекало зрителей, а вроде бы шаблонная историко-революционная тема расцветала красками "зрительского" кино. И хорошо, что Самвел Гаспаров не отошел, не сломался под гнетом критики, а "гнул" свою линию и снимал "свое" кино, не стесняясь делать фильмы для массового зрителя.

-8

Но ведь в перерывах между "вестернами" он снимал и другое кино. В фильмографии режиссера присутствуют и детектив ("Свидетельство о бедности" (1978)) (по роману братьев Вайнеров), и приключенческая драма о жизни и работе оперативников МВД ("Без особого риска" (1983)), и военная драма о войне во Вьетнаме ("Координаты смерти" (1985)), и семейная "предвоенная" мелодрама ("Как дома, как дела?" (1987)), и современные боевики ("Стервятники на дорогах" (1990) и "Капкан для киллера" (2008)). И в них тоже Гаспаров старается быть максимально честным по отношению к себе и к зрителю и сделать "зрелищное" кино. Да, эти фильмы разные по качеству, что-то получилось, что-то нет, и их по-разному принял зритель. Какие-то из них забыты сегодня, какие-то живут на экранах ТВ до сих пор. Но, как документ времени, все они по-своему интересны.

-9
-10
-11
-12
-13

Конечно, Самвел Гаспаров не вошел в элиту советской кинорежиссуры. Критика, да и многие коллеги, всегда считали его крепким режиссером-ремесленником, не более того, они не особо жаловали чисто жанровое кино.

И все же, в памяти зрителей Гаспаров остался прежде всего непревзойденным мастером лихих "советских вестернов". Это лучшие его фильмы. Он, как никто чувствовал этот жанр, развивал его, шел своим путем и увлекал этим зрителей, несмотря на критику в свой адрес.

И актеры, работавшие с Гаспаровым, всегда с удовольствием откликались на его предложения. В его фильмах неоднократно снимались Евгений Леонов-Гладышев, Александр Галибин, Константин Степанков, Михаил Пуговкин, а также Александр Хочинский, Борис Хмельницкий, Богдан Ступка, Эдуард Марцевич, Сергей Никоненко, Михаил Козаков, Борис Невзоров, Олег Фомин, Игорь Лифанов и многие другие.

К сожалению, самого Самвела Гаспарова уже нет с нами, он умер 26 мая 2020г.

Но многие его фильмы живы, они не устарели и прекрасно смотрятся сегодня. И мы можем ещё не раз переживать и следить за приключениями его героев.

Самвел Гаспаров с женой актрисой Натальей Вавиловой
Самвел Гаспаров с женой актрисой Натальей Вавиловой

Подписывайтесь на канал, следите за новыми постами, делитесь с друзьями и ставьте лайки

#съемки #советское кино #советские фильмы #фильмы ссср #самвел гаспаров #кино