Как видят процесс обучения дети? Длинная лестница, которой нет конца, а куда она ведет - неизвестно. Результат обучения находится далеко, и ребенок не способен его увидеть.
«Будешь учиться на одни пятерки - поступишь в престижный ВУЗ, будешь много зарабатывать и кататься как сыр в масле!» - думаете, эти слова замотивируют ребенка?
Откроем секрет, для ребенка эти слова ничего не значат. Он видит лишь одну-две ступеньки огромной лестницы обучения, а вы говорите о цели, которая находится где-то там, далеко. Такие цели ребенок не воспринимает близко к сердцу на подсознательном уровне. Кстати, это работает и со взрослыми людьми. Доказано, что люди, которые ставят краткосрочные цели, почти в 100% случаях их добиваются.
Используйте технику «лестницы» Ренаты Кирилиной - эксперту по эффективному обучению детей в школе.
Крайне важно поставить перед ребенком цели, которые он сможет достичь в ближайшее время.
Чек-лист для проверки цели на достижимость:
1) Цель должна быть близкой и ощутимой для ребенка.
2) Важно зафиксировать достижение цели, подъем на еще одну ступеньку учебной лестницы (ребенок закончил еще один год школы, самостоятельно сделал уроки, сам проснулся без будильника и др.).
3) Поощряйте. Достижение очередной ступеньки учебной (и не только) лестницы должно приносить ребенку приятные эмоции. Это будет стимулом двигаться вперед.
Откажитесь от негативной похвалы:
- Наконец-то ты это сделал, а раньше лень было?
- Можешь ведь, когда хочешь!
Используйте такие слова:
- Какой ты молодец! Сделал уроки за 20 минут и освободил себе вечер!
- Умница моя! Иди сюда, я тебя обниму!
Мотивация - следующий этап. Не всегда учителя объясняют, где именно пригодятся знания. Поэтому, эта задача ложится на ваши плечи. Ищите плюсы от изучения предметов, то ценное, что он получит, когда применит новые знания. Вот увидите: ребенок с удовольствием будет выполнять домашние задания.
Пример хорошей мотивации.
Ребенок никак не может научиться самостоятельно вставать с утра по будильнику. Кроме того, пробуждение всегда долгое, нужно минут 20 для того, чтобы поднять ребенка.
Что сделала мама? Создала близкую цель, которая поможет ребенку вставать быстро и самому. Накупила небольших «сюрпризов» (конфеты, игрушки) и сказала, что если ребенок встанет быстро, то успеет найти сюрприз. Ребенок понял, что если сейчас дотянется до новой ступеньки, то получит приз.
Следующий шаг - чтобы ребенок самостоятельно встал, только тогда он получит подарочек. И за две недели ребенок научилась делать это. Потом наградой стали походы на прогулки, кино и так далее.
Так нужно поступать с любой целью: разбить ее на ступеньки и потихоньку двигаться, получая наслаждение.
Итак, запоминаем:
– Определяем близкую цель, достижимую для ребенка.
– Разбиваем цель на шаги для ее достижения. Визуализируем «лестницей».
– Используем конструктивную похвалу и фиксируем прогресс.