Сотрудниками ФАП села Тушнолобово, было нарушено право гражданина, закрепленное в ч.1 ст.41 Конституции РФ, гласящее, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, нарушены положения ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", о том, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану является обеспечение профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у граждан.
Указанная профилактика, включают комплекс следующих мероприятий:
1) проведение мероприятий по гигиеническому просвещению, информационно-коммуникационных мероприятий по ведению здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
2) выявление нарушений основных условий ведения здорового образа жизни, факторов риска развития неинфекционных заболеваний*(3), включая риск пагубного потребления алкоголя, и риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определение степени их выраженности и опасности для здоровья;
3) оказание медицинских услуг по коррекции (устранению или снижению уровня) факторов риска развития неинфекционных заболеваний, профилактике осложнений неинфекционных заболеваний, включая направление пациентов по медицинским показаниям к врачам-специалистам, в том числе специализированных медицинских организаций, направление граждан с выявленным риском пагубного потребления алкоголя, риском потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача к врачу-психиатру-наркологу специализированной медицинской организации или иной медицинской организации, оказывающей наркологическую помощь;
4) проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров;
5) проведение диспансерного наблюдения за больными неинфекционными заболеваниями, а также за гражданами с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.
В ст. 46 Основ охраны здоровья представлены понятия и организационно-правовые основы такого вида профилактической деятельности как медицинские осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 марта 2019 г. № 173н “Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми»:
2. Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
3. Диспансерному наблюдению подлежат лица, страдающие отдельными хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями или имеющие высокий риск их развития, а также лица, находящиеся в восстановительном периоде после перенесенных острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).
В рамках диспансерного наблюдения организуется проведение профилактического медицинского осмотра.
4. Диспансерное наблюдение устанавливается в течение 3-х рабочих дней после:
1) установления диагноза при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
2) получения выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного по результатам оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
6. Диспансерное наблюдение осуществляют следующие медицинские работники медицинской организации (структурного подразделения иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность), где пациент получает первичную медико-санитарную помощь:
1) врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) (далее - врач- терапевт);
2) врачи-специалисты (по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний);
3) врач по медицинской профилактике (фельдшер) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья;
4) фельдшер (акушер) фельдшерско-акушерского пункта, фельдшер фельдшерского здравпункта в случае возложения на них руководителем медицинской организации отдельных функций лечащего врача, в том числе по проведению диспансерного наблюдения, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (далее - фельдшер, акушер пункта).
13. Диспансерный прием (осмотр, консультация) медицинским работником, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, включает:
1) оценку состояния лица, сбор жалоб и анамнеза, физикальное исследование, назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований;
2) установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);
3) оценку приверженности лечению и эффективности ранее назначенного лечения, достижения целевых значений показателей состояния здоровья, необходимую коррекцию проводимого лечения, а также повышение мотивации пациента к лечению;
4) проведение краткого профилактического консультирования и разъяснение лицу с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) или их осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи;
5) назначение по медицинским показаниям дополнительных профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе направление пациента в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья для проведения углубленного профилактического консультирования (индивидуального или группового).
Согласно перечня заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), при наличии которых устанавливается диспансерное наблюдение за взрослым населением врачом-терапевтом, в соответствии со строкой 9 и 1, Шихову Н.В. должно было установлено диспансерное наблюдение пожизненно, а тем более в послеоперационный период.
Что касается принуждения к вакцинации гражданина, это является грубым допущением, выразившееся в самовольном решении не проводить плановые госпитализации в связи с отсутствием прививки от новой короновирусной инфекции, свидетельствует, что действия сотрудников Тушнолобовского ФАПа, филиала ОБ№4 с. Абатское и непосредственно руководителями ОБ№4 г. Ишима, мотивированы не заботой о здоровье и благополучии населения, а обеспечением высоких охватов вакцинацией, в нарушение действующих норм законодательства.
Возложение императивной обязанности по прохождению вакцинации вопреки законным правам гражданина РФ на отказ от вакцинации (ч.1 ст. 5, ч.2 ст. 11 Федерального закона № 157- ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ), является нарушением закона и превышением должностных полномочий.
Кроме того, по данным сайта Роспотребнадзора Тюменской области от 18.10.2021г. (раздел «новости») – «На сегодняшний день на контроле Управления Роспотребнадзора по Тюменской области нет и не было очагов COVID-19».
Вспомним о том, что распоряжение департамента здравоохранения Тюменской области, которым вводился запрет на оказание плановой помощи непривитым гражданам – отменено по представлению прокуратуры Тюменской области 02 августа 2021 года как НЕЗАКОННОЕ, противоречащее Федеральному законодательству. Из чего следует, что отказ от предоставления медицинских услуг со ссылкой на данное распоряжение также является незаконным.
Также в соответствии с ст.1 «Всеобщей декларации прав человека» (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В соответствии со ст.2 1 «Всеобщей декларации прав человека» (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, в соответствии с «Всеобщей декларации прав человека» (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Конституцией РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
В настоящее время все вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) находятся на разных стадиях исследований.
В пп.4.1.7. Санитарных правил СП 3.3.2.561-96 «Медицинское иммунобиологические препараты. Государственные испытания и регистрация новых медицинских иммунобиологических препаратов» сказано, что государственная регистрация МИБП (включая вакцины) осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации. То есть регистрация этих вакцин прошла с нарушением указанных правил.
Принуждение к вакцинации противоречит Нюрнбергскому кодексу, основной принцип которого гласит – недопустимо принуждать людей к участию в медицинских экспериментах. Необходимым условием для привлечения человека к участию в эксперименте является его добровольное осознанное согласие, полученное после предоставления ему полной информации о характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.
Принуждение к вакцинации противоречит и российскому федеральному законодательству: ст. 19, 20 ФЗ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст. 5, 11 ФЗ РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Конституции.
Отказ от участия в медицинских экспериментах не может являться основанием для отказа проведения плановой госпитализации и оказания медицинской помощи.
Также статьей 11 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021), установлены положения о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, а именно в ч.2, указанной статьи сказано, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Также в ч.3,указанной статьи пояснено, что за нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.