Дом-музей русского композитора и пианиста А.Н. Скрябина в Москве будет интересен не только тем, кто интересуется музыкой. Он является живым свидетелем целой эпохи начала XX века!
Это место уникально: здесь в неприкосновенности сохранено практически всё, что окружало композитора при жизни: два рояля, предметы интерьера, личная библиотека, произведения искусства. В 1918 году благодаря участию самого наркома просвещения Анатолия Луначарского вдове композитора была выдана охранная грамота, позволяющая избежать превращения квартиры в коммунальную и сохранить интерьеры.
Побывая в этом мемориальном месте, вы окунётесь в атмосферу и быт начала XX века. Скрябин арендовал квартиру на втором этаже старинного особняка у профессора Московского университета.
Итак, добро пожаловать в гости! Поднявшись на второй этаж, мы очутились в прихожей.
Слева от стены висит зеркало, которое очень любил композитор, чрезвычайно щепетильно относившейся к своей внешности. Рядом с ним - телефонный аппарат начала XX века.
Из прихожей попадаем в рабочий кабинет мэтра.
Его центром является большой рояль C. Bechstein, подаренный Скрябину его другом. Верхняя крышка рояля никогда не открывалась, так как композитора, обладавшего тонкой нервной организацией, раздражали чрезмерно громкие звуки в камерной обстановке.
На столе размещается замысловатый прибор, с помощью которого композитор проводил эксперименты со светомузыкой. Вечером в доме композитора собирались друзья. При задёрнутых шторах, когда в кабинете воцарялся полумрак, Александр Николаевич играл за роялем, а его жена исполняла партию на световом аппарате.
Особое внимание привлекает к себе шкаф в стиле модерн, как и большинство предметов интерьера в рабочем кабинете. В нем хранится личная библиотека композитора.
Дверь из кабинета ведёт в гостиную, оформленную в красной гамме. Копии с работ французского художника и диваны, обитые блестящим атласом, создают атмосферу парижского салона.
В стеклянном шкафу - посмертные слепки рук и уха композитора.
В столовой композитор любил отдыхать и встречать самых близких гостей. Мебель и люстра были привезены из Бельгии и выполнены в стиле модерн. Друзей и членов семьи к столу приглашал бронзовый гонг. Увлечение композитора восточной тематикой выдаёт и вышивка, висящая в этой комнате.
Из столовой мы попадаем в бывшую комнату тёщи Скрябина. В 1919 году пожар уничтожил её интерьер. Сейчас здесь расположилась научная экспозиция, с помощью которой можно ознакомиться с разными периодами жизни композитора.
Ранее в этой комнате, после смерти композитора и до недавнего времени, находился свето-цветовой аппарат, сконструированный по идее дочери композитора Марии Скрябиной. Она лично исполняла на нём произведения своего знаменитого отца.
Длинный коридор ведёт к супружеской спальне Скрябиных.
Большой фотопортрет композитора висит над кроватью, на которой закончился его земной путь (кровать супруги не сохранилась).
Когда будете гулять по шумному Арбату, обязательно зайдите в тихий переулок у театра Вахтангова, побывайте в гостях у Скрябина и прочувствуйте атмосферу начала XX века и уклад жизни людей той эпохи!