Найти в Дзене
Добринские вести

«Век пролетел, как неделя!»

В столетний юбилей Раиса Фёдоровна ДУРАКОВА, родившаяся в Чамлык-Никольском первого марта 1922-го, не потеряла бодрости духа и любви к жизни. Сетует женщина лишь на то, что быстро времечко пронеслось…

Последнее десятилетие она проживает с самой младшей дочкой Ольгой в Талицком Чамлыке.

— Несмотря на возраст, мама выходила мне помогать в огороде, поливала рассаду, — рассказывает Ольга Александровна Каширина. — Когда я ей запретила это делать, боясь, что запутается в шлангах и упадёт, то она решила всё делать тайком от меня, пока я находилась на работе. Но соседка увидела мою помощницу и мне рассказала.

Привыкшая к вечному труду (тут это слово звучит в прямом смысле), Раиса не хотела и не могла стать обузой для семьи дочери. Она и сейчас себя сама по большому счёту обслуживает. Слышит, правда, уже плоховато и ходить для подстраховки два года назад стала с ходунками, хотя сперва не соглашалась, даже с обидой этот подарок приняла. Дети ж начали опасаться, что всё-таки возраст даст о себе знать: хрупкая мама вдруг пошатнётся и упадёт.

А что её век? Почти ничем не отличается от истории страны. Родилась в Никольском в крестьянской семье с пятью детьми. Отец воевал в Первую мировую, но потом молодым замёрз в сильную метель, когда ехал на мельницу и сбился с пути. Так мама одна с ними горе мыкала. (И всё-таки Евдокия Акимовна Токмакова потом дожила до 96 лет в здравом уме).

Раечка сразу после школы пошла в колхоз работать, потом с подружками за два года до начала Великой Отечественной войны завербовалась в Москву.

— Работала на заводе сверловщицей, — вспоминает долгожительница, — в 1941-м немец стал бомбить столицу, нас эвакуировали с оборудованием в Тулу, но мы лишь успели место для завода оглядеть, как там тоже началась бомбёжка. И нас на поезде направили в Челябинск.

Землячке с попутчиками и коллегами не довелось ни дня пожить на Урале. Состав ещё по дороге в самом начале разбомбили, многие погибли, а Раиса успела добраться до леса, что был вроде неподалёку, но каждый шаг к нему стоил многим бежавшим к нему смерти.

— Местные жители видели бомбёжку, — рассказывает Раиса Фёдоровна. — Поздно вечером они искали в лесу оставшихся в живых, привели к себе ночевать. Потом хозяин избы поехал куда-то узнавать, как нам доехать до Добринки, мы так долго и тяжело назад возвращались… Как прибыла домой, сразу направили на работу в совхоз «Петровский».

Четыре года войны женщина проработала там. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!» был и личным девизом Раечки, и каждого, кто трудился с ней рядом, а также в родном Никольском и по всей стране.

— Как мы тогда работали, так сейчас никто не сможет, — уверена она.

Думается, так и есть. Закалённое войной поколение, до того пережившее Гражданскую и коллективизацию, оно прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо. В этом духе и своих восьмерых детей мать-героиня Р.Ф. Дуракова вместе с мужем воспитывала.

Р.Ф. Дуракова (справа) с детьми и внуками.
Р.Ф. Дуракова (справа) с детьми и внуками.

За Александра Ивановича в 1947-м замуж вышла. Участник войны, он вернулся с фронта тяжело раненным, левая нога была ампутирована выше колена. Но это не мешало ему трудиться на мельнице в местном колхозе и дома большое хозяйство держать. Четверо сыновей и четыре дочери, рождавшиеся с 1948-го по 1961-й, родителям, конечно, помогали. Лишь Виктор уехал из дома в Краснодарский край. А так другие дети Дураковых либо на малой родине остались жить, как Ольга, либо лишь до Грязей и Липецка отлучились. На выходные и праздники все у мамы с папой собирались. А те до последнего старались им помочь: либо курочку зарубить с поросёнком и дать мясца, либо яичек набрать и на всех городских поделить поровну.

— У мамы характер намного жёстче всегда был, чем у папы, — объясняет Ольга. — О том и в детстве мы знали, и сейчас она своих качеств не растеряла с годами. Наверно, и это, в том числе, тоже помогло ей столько лет прожить на свете.

-3

Раиса Фёдоровна — самая преданная читательница районки. Говорит: чуть ранее читала газету без очков. Сейчас, правда, без них читает только заголовки — маленькие буквы стала не видеть…
Мне она сказала, что была в молодости плясуньей, любила повеселиться. И тут же пропела «Вот кто-то с горочки спустился» и «сыграла» частушку военной поры: «Провожала я милОго и наказ дала ему: береги страну родную, как берёг любовь мою!». Бабушка — глубоко верующий человек. Помнит, как с землячками плакали, когда рушили церкви в родном Никольском и Талицком Чамлыке. Они ж потом пешком ходили в Мордово, чтоб там помолиться.

— Как неделя, сто лет пролетели, — утверждает Р.Ф. Дуракова. — Самой сейчас не верится, что столько времени прожила.

Овдовела она более 20 лет назад, но корову ещё год даже после смерти главы семейства держала. Не могла сидеть без дела ни зимой, ни летом.

— Есть что-то в Вашей вековой жизни, о чём жалеете теперь? — спросила я у юбилярши.

— Жалею, что вот здоровье не сберегла, — ответила она мне на полном серьёзе, — а так и хорошего много повидала, и горюшка тяпнула.

Р.Ф. Дуракова с самым первым правнуком Стёпкой. Всего ж у бабушки Раи 14 внуков и 23 правнука (скоро ждёт появления 24-го).
Р.Ф. Дуракова с самым первым правнуком Стёпкой. Всего ж у бабушки Раи 14 внуков и 23 правнука (скоро ждёт появления 24-го).

Многодетная мать уже пережила двух своих детей: старшего сына и среднюю дочь. Не зная, что на такие юбилеи обычно желают, я покланялась Раисе Фёдоровне за её материнский и жизненный подвиг и всё-таки пожелала дожить в здравом уме до следующего юбилея.