Найти тему
Santa York

3D для ювелира - 2 урок.

Здравствуйте. Давайте сегодня смоделируем вот такое кольцо:

Обручальное кольцо с орнаментом.
Обручальное кольцо с орнаментом.

За основу я возьму кольцо из 1 урока и нанесу на него не сложный в исполнении рисунок.

Модель из первого урока.
Модель из первого урока.

И начну я с того, что "сниму" одну кривую (Curve) с внешнего периметра модели. Для этого я выделяю модель и нажимаю иконку (в свитке Project curves) Extract wireframe.

Extract wireframe.
Extract wireframe.

Данный инструмент все видимые линии на объекте копирует и создаёт "кривые" (curves). Из получившихся линий, которые сейчас выделены и подсвечены жёлтым, мне потребуются только две. Это окружность внешнего диаметра кольца и одна линия сечения. Остальные линии удаляю нажимая Delete.

Остальные получившиеся линии, которые подсвечены жёлтым, я удаляю.
Остальные получившиеся линии, которые подсвечены жёлтым, я удаляю.

Прячу (с помощью инструмента Hide) все объекты и линии, кроме новых двух.

Две линии получившиеся после использования Extract wireframe.
Две линии получившиеся после использования Extract wireframe.

Я хочу "развернуть" верхнюю плоскость кольца на прямой и для этого мне нужна линия такой же длины, что и линия внешнего диаметра кольца. Для этого я измеряю длину с помощью инструмента Length в свитке Analyze.

Узнать длину кривых можно с помощью инструмента Length.
Узнать длину кривых можно с помощью инструмента Length.

Узнав, что она равна 61,261 мм я создаю прямую используя ввод с клавиатуры. Для начала активирую привязку Grid Snap (привязка к координатной сетке) и ставлю первую точку на отметке X=0, Y=10 , а затем набираю 61.261 на клавиатуре и нажимаю Enter. Зажав клавишу Shift отвожу курсор вправо от первой точки и вновь нажимаю Enter (или правая кнопка мышки).

Делаю линию нужной длины.
Делаю линию нужной длины.

После используя привязки Mid и End перемещаю получившуюся линию так, что бы её середина лежала на нулевой координате по X. Т.е. сдвигаю линию влево ровно на половину её длины. Хватаю за середину (привязка Mid) и перетаскиваю туда, где было начало линии (привязка End).

Перемещаю линию относительно координатной сетки таким образом, что бы её середина находилась на нулевой координате по оси X.
Перемещаю линию относительно координатной сетки таким образом, что бы её середина находилась на нулевой координате по оси X.

Такое расположение очень удобно при использовании инструмента Mirror (зеркало) и не только. После этого я копирую "кривую" сечения кольца и переношу её на середину новой линии. Использую инструмент Copy. По сути этот инструмент можно было назвать Clone.

Переношу сечение на новую линию.
Переношу сечение на новую линию.

После чего измеряю длину кривой сечения и создаю её "прямой" эквивалент так же как это сделал с окружностью. Переношу (клонирую) прямую и создаю с помощью привязок прямоугольник.

Прямоугольник обозначит границы для рисования орнамента.
Прямоугольник обозначит границы для рисования орнамента.
Скроем линии на поверхности объекта.
Скроем линии на поверхности объекта.

С помощью инструмента Picture Frame берём файл с заранее подготовленным изображением и "накладываем его (на виде сверху) под прямоугольник в который мы хотим врисовать орнамент.

Picture Frame в свитке Surface.
Picture Frame в свитке Surface.

Настраиваем прозрачность изображения в свитке Properties -> Materials и смещаем плоскость и изображением ниже по оси Z. Так же подгоняем нужный размер и позицию относительно места построения.

Настройка подложки с изображением орнамента.
Настройка подложки с изображением орнамента.

Используя инструмент Offset Curve (Curve -> Offset -> Offset Curve) создаю параллельную линию с отступом 0.5 мм

Offset Curve (Curve -> Offset -> Offset Curve).
Offset Curve (Curve -> Offset -> Offset Curve).

Опять подгоняю размер подложки с рисунком с помощью Scale 2D и перемещаю в нужную позицию, а затем сдвигаю по оси Z вниз на 1 мм.

-1мм по оси Z
-1мм по оси Z

Присваиваю плоскость с изображением к новому слою в правом меню Layers (правой кнопкой мышки на нужном слое открываю свиток и выбираю Change Object Layer).

Присваиваю плоскость слою Layer 01.
Присваиваю плоскость слою Layer 01.

Теперь нажав на "замочек" на слое я могу заблокировать все объекты ему принадлежащие, а иконка с лампочкой позволяет спрятать все объекты этого слоя.

С помощью инструмента Curve: Interpolate Points рисую кривую по контуру шаблона. Начинаю линию так же на нулевой точке оси X (что бы потом можно было спокойно отзеркалить). Потом эту линию я чуть отпускаю вниз так как хочу использовать в качестве середины, что бы потом с помощью Offset Curve создать две параллельные ей кривые. Но сперва нужно эту кривую подготовить так, что бы сделать весь будущий рисунок симметричным. Для этого я обрезаю нижнюю часть кривой с помощью инструмента Trim. В качестве "ножа" использую прямую линию находящуюся посередине области для орнамента.

Trim.
Trim.
Обрезанная кривая.
Обрезанная кривая.
Инструмент Points On.
Инструмент Points On.

С помощью инструмента Points On преступаю к редактированию кривой по её касательным точкам. Очень важно, что бы вторая справа точка была с первой справа точкой на одной координате по оси Y. Это нужно для того, что бы после "зеркала" по оси Y соединение линий не было под углом тупым или острым.
Перед следующим шагом важно будет включить
Record History -> Always Record History. Эта функция у меня включена всегда потому что она позволяет редактировать оригинальный объект, так что бы его копия так же изменялась следом.

Always Record History
Always Record History

Затем пользуясь инструментом Rotate с включённой настройкой Copy=Yes (оригинал остаётся на месте а поворачивается уже копия) поворачиваю кривую за конечную точку (привязка End) на 180 градусов.

Rotate (Copy=Yes)
Rotate (Copy=Yes)
Редактирую первую линию и удаляю не нужные точки.
Редактирую первую линию и удаляю не нужные точки.

Удаляю не нужные точки и редактирую оригинальную кривую. Вторая, её копия редактируется автоматом так как включена Record History. Не забываю следить за тем, что бы вторая слева точка кривой (она же средняя точка) была с первой справа точкой на одной Y координате.
Выхожу из режима редактирования кривых (
Esc) и выделив обе линии используя инструмент Mirror отзеркаливаю их по оси Y либо используя привязку End и зажатую клавишу Shift.

Mirror
Mirror
Mirror
Mirror

Теперь, редактируя оригинальную кривую одновременно будут редактироваться и другие три её производные.

Редактирование кривой линии.
Редактирование кривой линии.

Далее с помощью Offset Curve делаю две параллельные кривые на расстоянии 0.2 мм каждая. Таким образом общая линия выходит 0.4 мм шириной, что очень хорошо для орнамента.

Offset Curve
Offset Curve
Rotate (Copy=Yes) и Mirror для двух этих линий.
Rotate (Copy=Yes) и Mirror для двух этих линий.

Теперь я эти линии поворачиваю на 180 градусов с копированием и потом зеркалю по Y.
Так как рисунок на кольце цикличен, то есть замкнут, то он должен повторяться целое количество раз, и в конце концов замыкаться сам на себя. Сделать это очень просто.
Я клонирую линии построения используя привязку End соединяя их в одну непрерывную линию.

Copy
Copy

После чего удаляю те части которые не вошли в границы прямоугольника и выделив остальные, редактирую общую их длину с помощью Scale 1-D и привязок Mid и End, что бы кривые "упирались в ограничивающий их прямоугольник. Таким образом если сейчас данную линию свернуть в круг, то она будет сама на себя замыкаться и станет зацикленной, что нам и нужно.

Scale 1-D
Scale 1-D
Scale 1-D
Scale 1-D

Так как я редактировал (масштабировал) все линии вместе, то запись истории (Record History) на них больше не действует и их придётся удалить, но зато теперь у нас есть требуемая длина кривой и откопировать вновь нужные линии не составит труда.

Все производные линии были удалены, так как на них не действует Record History.
Все производные линии были удалены, так как на них не действует Record History.
Редактирование (растягивание) подложки с рисунком с помощью Scale 1-D.
Редактирование (растягивание) подложки с рисунком с помощью Scale 1-D.

C помощью Scale 1-D немного растягиваю подложку с орнаментом после чего вновь нажимаю на "замочек" слоя, что бы подложка не "цеплялась" когда мне нужно выбрать кривую или точку редактирования.
Снова копирую линии орнамента с помощью
Rotate (Copy=Yes) и Mirror (Y-Axis) и отрисовываю остальные его элементы.

Curve: Interpolate Points
Curve: Interpolate Points
Отрисовка орнамента.
Отрисовка орнамента.
Arc blend. Curve -> Blend curve -> Arc blend
Arc blend. Curve -> Blend curve -> Arc blend

Инструмент Arc blend соединяет концы двух кривых, так что бы не было острых углов делая их непрерывными. Это очень удобный и часто используемый инструмент. Он находится в свитке Curve -> Blend curve -> Arc blend. Этот инструмент работает с Record History, что очень удобно в построении и редактировании кривых. На скриншоте так же видна линия в которую "упирается" "листок". Она временна и нужна для того, что бы отделить элемента рисунка друг от друга. Это очень важно и никогда не стоит об этом забывать, в противном случае в изделии уже не будет никакого орнамента, так как все его элементы просто сольются. В данном случае я использую 0,2 мм в качестве дистанции и рекомендую делать такой отступ не меньше 0,15 мм.

Создание и редактирование кривых.
Создание и редактирование кривых.
Создание и редактирование кривых.
Создание и редактирование кривых.

Дальше с помощью Trim я обрезаю пересекающиеся линии рисунка .

Обрезка кривых на пересечениях.
Обрезка кривых на пересечениях.
Осталось "склеить" кривые с помощью Join.
Осталось "склеить" кривые с помощью Join.

Теперь соединяю кривые с помощью Join.

Join.
Join.
Fillet Curves
Fillet Curves

Инструмент Fillet Curves позволяет закруглить угол кривых. Задаю радиус скругления 0.1 мм

Fillet Curves
Fillet Curves
Rotate  (Copy=Yes)
Rotate (Copy=Yes)

C помощью Rotate (Copy=Yes) дублирую кусочек рисунка с листочком поворачивая на 180 градусов. Центр вращения точка End.

Осталось пересекающиеся кривые обрезать (Trim), склеить (Join) и скруглить острые углы (Fillet Curves). После чего сгруппировать объекты (кривые) в одну группу с помощью инструмента Group.

Group.
Group.
Повторяется 6 раз.
Повторяется 6 раз.

Клонировав эту группу видно, что она повторяется шесть раз.

Теперь с помощью функции Flow along Curve я перенесу этот элемент орнамента сначала "выгнув" по сечению кольца, а потом уже на само кольцо.

Flow along Curve
Flow along Curve
Flow along Curve
Flow along Curve
Flow along Curve
Flow along Curve

Очень важно понимать особенность программы в том, что когда выполняется подобная операция у кривых появляются "условные" начало и конец. То есть если в данном случае я выбирая линию нажимаю на её верхний край, то и та линия на которую орнамент перенесётся изогнувшись по ней так же должна выбираться "условно сверху", в противном случае переносимый объект перевернётся. Данная особенность есть и у многих других функций и это обязательно должно учитываться. Советую усвоить это логику программы и моделировать вам будет в будущем намного легче.

Перенос рисунка на кольцо.
Перенос рисунка на кольцо.

Таким же образом, только теперь используя другие кривые, переношу рисунок на само кольцо изгибая теперь в другой плоскости.
Если Вы помните, то в самом начале я делал прямые линии одного размера с кривыми, на которые сейчас перенёс орнамент. Это было нужно и для центровки изображения и для того, что бы все размеры и пропорции совпадали и для качественного переноса кривых. Не забывайте, пожалуйста, об этом при построении своих моделей.

Flow along Curve для двух линий.
Flow along Curve для двух линий.

Переношу, так же и две линии которые делают на кольце рамку. Напомню, что они отстают от кря прямоугольника на 0.5 мм. В начале я делал Offset Curve для него и не описал, что потом переделал в две параллельные линии. В общем переношу и их тоже.
Теперь прячу всё (с помощью иконки "лампочки"
Hide (левый клик прячет, правый наоборот показывает спрятанное)) за исключением рисунка на кольце. Выбираю его на виде спереди (Front) и используя инструмент Polar Array ( Transform -> Array -> Polar) создаю шесть копий по кругу. В качестве центра "вращения" координата X=0, Y=0 (на клавиатуре просто набирается один ноль (0) и нажимается Enter)

Polar Array
Polar Array
0 - центр вращения; 6 - общее количество объектов включая оригинальный; 360 - градусов, т.е. распределить по всей окружности.
0 - центр вращения; 6 - общее количество объектов включая оригинальный; 360 - градусов, т.е. распределить по всей окружности.
Join
Join

Теперь выделяю все объекты и соединяю их с помощью Join.

Group
Group

Выделяю орнамент и линии кромки, затем группирую с помощью Group.

-55

Поздно заметил, что расстояние между орнаментом и рамочкой слишком мало и с помощью инструмента Offset Curve on Surface отодвигаю ближе к краю на 0.1 мм.
Инструмент находится в свитке
Curve -> Offset -> Offset Curve on Surface

Offset Curve on Surface.
Offset Curve on Surface.
Группирую кривые.
Группирую кривые.

Разгруппировываю и удаляю линии близкие к орнаменту, вновь группирую все кривые.

Extract surface
Extract surface

Функцией Extract surface отделяю Плоскость на которой "лежит" наш орнамент. Функция находится в иконке Explode, только кликать нужно правой кнопкой мыши по иконке, а не левой (как и показано в инструкции, при наведении курсора на иконку). Включаем функцию, выбираем плоскость, нажимаем Enter или правый клик мыши. кольцо без плоскости прячем нажимая на иконку Hide.


Теперь с помощью инструмента Split обрезаю плоскость кольца сгруппированными кривыми.

Split
Split
Offset surface
Offset surface

Выбираю те части плоскости, которые должны быть "вдавлены" и включаю Offset Surface.

Offset Surface
Offset Surface

В настройках аргументов нужно включить Solid=Yes (данная опция делает "стеночки" между оригинальной плоскостью и той, что будет создана), если стрелочки нормалей показывают наружу, то нужно нажать на опцию FlipAll, потом ввести число 0.35. На эту глубину я погружая основу орнамента.
После выполнения данной функции вновь использую
Extract surface, что бы отделить "крышки" (оригинальные плоскости с которых делали углубление) и удаляю их.

Extract surface
Extract surface

Теперь осталось только вернуть остальное спрятанное кольцо (Show object) и всё вместе склеить с помощью Join.

Готовая модель!
Готовая модель!

Спасибо всем кто дочитал до конца и отдельная благодарность, если поделились этим уроком со своим кругом общения.
Удачных Вам моделей! Творите и наслаждайтесь процессом!

P.S. Видео записывалось намного быстрее, чем писалась эта статья.

https://boosty.to/santayork