Здравствуйте. Давайте сегодня смоделируем вот такое кольцо:
За основу я возьму кольцо из 1 урока и нанесу на него не сложный в исполнении рисунок.
И начну я с того, что "сниму" одну кривую (Curve) с внешнего периметра модели. Для этого я выделяю модель и нажимаю иконку (в свитке Project curves) Extract wireframe.
Данный инструмент все видимые линии на объекте копирует и создаёт "кривые" (curves). Из получившихся линий, которые сейчас выделены и подсвечены жёлтым, мне потребуются только две. Это окружность внешнего диаметра кольца и одна линия сечения. Остальные линии удаляю нажимая Delete.
Прячу (с помощью инструмента Hide) все объекты и линии, кроме новых двух.
Я хочу "развернуть" верхнюю плоскость кольца на прямой и для этого мне нужна линия такой же длины, что и линия внешнего диаметра кольца. Для этого я измеряю длину с помощью инструмента Length в свитке Analyze.
Узнав, что она равна 61,261 мм я создаю прямую используя ввод с клавиатуры. Для начала активирую привязку Grid Snap (привязка к координатной сетке) и ставлю первую точку на отметке X=0, Y=10 , а затем набираю 61.261 на клавиатуре и нажимаю Enter. Зажав клавишу Shift отвожу курсор вправо от первой точки и вновь нажимаю Enter (или правая кнопка мышки).
После используя привязки Mid и End перемещаю получившуюся линию так, что бы её середина лежала на нулевой координате по X. Т.е. сдвигаю линию влево ровно на половину её длины. Хватаю за середину (привязка Mid) и перетаскиваю туда, где было начало линии (привязка End).
Такое расположение очень удобно при использовании инструмента Mirror (зеркало) и не только. После этого я копирую "кривую" сечения кольца и переношу её на середину новой линии. Использую инструмент Copy. По сути этот инструмент можно было назвать Clone.
После чего измеряю длину кривой сечения и создаю её "прямой" эквивалент так же как это сделал с окружностью. Переношу (клонирую) прямую и создаю с помощью привязок прямоугольник.
С помощью инструмента Picture Frame берём файл с заранее подготовленным изображением и "накладываем его (на виде сверху) под прямоугольник в который мы хотим врисовать орнамент.
Настраиваем прозрачность изображения в свитке Properties -> Materials и смещаем плоскость и изображением ниже по оси Z. Так же подгоняем нужный размер и позицию относительно места построения.
Используя инструмент Offset Curve (Curve -> Offset -> Offset Curve) создаю параллельную линию с отступом 0.5 мм
Опять подгоняю размер подложки с рисунком с помощью Scale 2D и перемещаю в нужную позицию, а затем сдвигаю по оси Z вниз на 1 мм.
Присваиваю плоскость с изображением к новому слою в правом меню Layers (правой кнопкой мышки на нужном слое открываю свиток и выбираю Change Object Layer).
Теперь нажав на "замочек" на слое я могу заблокировать все объекты ему принадлежащие, а иконка с лампочкой позволяет спрятать все объекты этого слоя.
С помощью инструмента Curve: Interpolate Points рисую кривую по контуру шаблона. Начинаю линию так же на нулевой точке оси X (что бы потом можно было спокойно отзеркалить). Потом эту линию я чуть отпускаю вниз так как хочу использовать в качестве середины, что бы потом с помощью Offset Curve создать две параллельные ей кривые. Но сперва нужно эту кривую подготовить так, что бы сделать весь будущий рисунок симметричным. Для этого я обрезаю нижнюю часть кривой с помощью инструмента Trim. В качестве "ножа" использую прямую линию находящуюся посередине области для орнамента.
С помощью инструмента Points On преступаю к редактированию кривой по её касательным точкам. Очень важно, что бы вторая справа точка была с первой справа точкой на одной координате по оси Y. Это нужно для того, что бы после "зеркала" по оси Y соединение линий не было под углом тупым или острым.
Перед следующим шагом важно будет включить Record History -> Always Record History. Эта функция у меня включена всегда потому что она позволяет редактировать оригинальный объект, так что бы его копия так же изменялась следом.
Затем пользуясь инструментом Rotate с включённой настройкой Copy=Yes (оригинал остаётся на месте а поворачивается уже копия) поворачиваю кривую за конечную точку (привязка End) на 180 градусов.
Удаляю не нужные точки и редактирую оригинальную кривую. Вторая, её копия редактируется автоматом так как включена Record History. Не забываю следить за тем, что бы вторая слева точка кривой (она же средняя точка) была с первой справа точкой на одной Y координате.
Выхожу из режима редактирования кривых (Esc) и выделив обе линии используя инструмент Mirror отзеркаливаю их по оси Y либо используя привязку End и зажатую клавишу Shift.
Теперь, редактируя оригинальную кривую одновременно будут редактироваться и другие три её производные.
Далее с помощью Offset Curve делаю две параллельные кривые на расстоянии 0.2 мм каждая. Таким образом общая линия выходит 0.4 мм шириной, что очень хорошо для орнамента.
Теперь я эти линии поворачиваю на 180 градусов с копированием и потом зеркалю по Y.
Так как рисунок на кольце цикличен, то есть замкнут, то он должен повторяться целое количество раз, и в конце концов замыкаться сам на себя. Сделать это очень просто.
Я клонирую линии построения используя привязку End соединяя их в одну непрерывную линию.
После чего удаляю те части которые не вошли в границы прямоугольника и выделив остальные, редактирую общую их длину с помощью Scale 1-D и привязок Mid и End, что бы кривые "упирались в ограничивающий их прямоугольник. Таким образом если сейчас данную линию свернуть в круг, то она будет сама на себя замыкаться и станет зацикленной, что нам и нужно.
Так как я редактировал (масштабировал) все линии вместе, то запись истории (Record History) на них больше не действует и их придётся удалить, но зато теперь у нас есть требуемая длина кривой и откопировать вновь нужные линии не составит труда.
C помощью Scale 1-D немного растягиваю подложку с орнаментом после чего вновь нажимаю на "замочек" слоя, что бы подложка не "цеплялась" когда мне нужно выбрать кривую или точку редактирования.
Снова копирую линии орнамента с помощью Rotate (Copy=Yes) и Mirror (Y-Axis) и отрисовываю остальные его элементы.
Инструмент Arc blend соединяет концы двух кривых, так что бы не было острых углов делая их непрерывными. Это очень удобный и часто используемый инструмент. Он находится в свитке Curve -> Blend curve -> Arc blend. Этот инструмент работает с Record History, что очень удобно в построении и редактировании кривых. На скриншоте так же видна линия в которую "упирается" "листок". Она временна и нужна для того, что бы отделить элемента рисунка друг от друга. Это очень важно и никогда не стоит об этом забывать, в противном случае в изделии уже не будет никакого орнамента, так как все его элементы просто сольются. В данном случае я использую 0,2 мм в качестве дистанции и рекомендую делать такой отступ не меньше 0,15 мм.
Дальше с помощью Trim я обрезаю пересекающиеся линии рисунка .
Теперь соединяю кривые с помощью Join.
Инструмент Fillet Curves позволяет закруглить угол кривых. Задаю радиус скругления 0.1 мм
C помощью Rotate (Copy=Yes) дублирую кусочек рисунка с листочком поворачивая на 180 градусов. Центр вращения точка End.
Осталось пересекающиеся кривые обрезать (Trim), склеить (Join) и скруглить острые углы (Fillet Curves). После чего сгруппировать объекты (кривые) в одну группу с помощью инструмента Group.
Клонировав эту группу видно, что она повторяется шесть раз.
Теперь с помощью функции Flow along Curve я перенесу этот элемент орнамента сначала "выгнув" по сечению кольца, а потом уже на само кольцо.
Очень важно понимать особенность программы в том, что когда выполняется подобная операция у кривых появляются "условные" начало и конец. То есть если в данном случае я выбирая линию нажимаю на её верхний край, то и та линия на которую орнамент перенесётся изогнувшись по ней так же должна выбираться "условно сверху", в противном случае переносимый объект перевернётся. Данная особенность есть и у многих других функций и это обязательно должно учитываться. Советую усвоить это логику программы и моделировать вам будет в будущем намного легче.
Таким же образом, только теперь используя другие кривые, переношу рисунок на само кольцо изгибая теперь в другой плоскости.
Если Вы помните, то в самом начале я делал прямые линии одного размера с кривыми, на которые сейчас перенёс орнамент. Это было нужно и для центровки изображения и для того, что бы все размеры и пропорции совпадали и для качественного переноса кривых. Не забывайте, пожалуйста, об этом при построении своих моделей.
Переношу, так же и две линии которые делают на кольце рамку. Напомню, что они отстают от кря прямоугольника на 0.5 мм. В начале я делал Offset Curve для него и не описал, что потом переделал в две параллельные линии. В общем переношу и их тоже.
Теперь прячу всё (с помощью иконки "лампочки" Hide (левый клик прячет, правый наоборот показывает спрятанное)) за исключением рисунка на кольце. Выбираю его на виде спереди (Front) и используя инструмент Polar Array ( Transform -> Array -> Polar) создаю шесть копий по кругу. В качестве центра "вращения" координата X=0, Y=0 (на клавиатуре просто набирается один ноль (0) и нажимается Enter)
Теперь выделяю все объекты и соединяю их с помощью Join.
Выделяю орнамент и линии кромки, затем группирую с помощью Group.
Поздно заметил, что расстояние между орнаментом и рамочкой слишком мало и с помощью инструмента Offset Curve on Surface отодвигаю ближе к краю на 0.1 мм.
Инструмент находится в свитке Curve -> Offset -> Offset Curve on Surface
Разгруппировываю и удаляю линии близкие к орнаменту, вновь группирую все кривые.
Функцией Extract surface отделяю Плоскость на которой "лежит" наш орнамент. Функция находится в иконке Explode, только кликать нужно правой кнопкой мыши по иконке, а не левой (как и показано в инструкции, при наведении курсора на иконку). Включаем функцию, выбираем плоскость, нажимаем Enter или правый клик мыши. кольцо без плоскости прячем нажимая на иконку Hide.
Теперь с помощью инструмента Split обрезаю плоскость кольца сгруппированными кривыми.
Выбираю те части плоскости, которые должны быть "вдавлены" и включаю Offset Surface.
В настройках аргументов нужно включить Solid=Yes (данная опция делает "стеночки" между оригинальной плоскостью и той, что будет создана), если стрелочки нормалей показывают наружу, то нужно нажать на опцию FlipAll, потом ввести число 0.35. На эту глубину я погружая основу орнамента.
После выполнения данной функции вновь использую Extract surface, что бы отделить "крышки" (оригинальные плоскости с которых делали углубление) и удаляю их.
Теперь осталось только вернуть остальное спрятанное кольцо (Show object) и всё вместе склеить с помощью Join.
Спасибо всем кто дочитал до конца и отдельная благодарность, если поделились этим уроком со своим кругом общения.
Удачных Вам моделей! Творите и наслаждайтесь процессом!
P.S. Видео записывалось намного быстрее, чем писалась эта статья.
https://boosty.to/santayork