Приветствую друзья, с вами канал ПРО TAXI
Сегодня я хочу поговорить о том, что ожидает рынок такси в ближайшее время и на долгосрочную перспективу. Может быть, кому-то это поможет определиться прямо сейчас, как быть дальше, чтобы не оказаться у разбитого корыта.
Для начала определим, какие факторы из множества постоянно меняющихся окружающих условий важны для нас. Для этого вспомним правило четырёх «М» и подгоним его под наши, таксистские, реалии. Итак, для нас это MEN, MACHINES, MATERIAL and MONEY.
MEN – это люди, то есть водители такси. Нужно понимат, сколько нас сейчас и сколько будет через время.
MACHINES – это автомобили такси, их стоимость и доступность для покупки или аренды
MATERIAL – это ГСМ, запчасти для машин, их доступность и цена
И наконец MONEY – это объём выручки, цена поездок и себестоимость пробега.
Начнём с машин. Сейчас все поставки автомобилей прекращены.
Вероятно, поставщики не хотят распродавать остатки складов в условиях постоянно падающего курса рубля. На автомобили установлены фактически заградительные цены, тот же "Солярис" торгуют под 3 миллиона рублей.
У многих дилеров вместо цены на сайте красуется надпись «цена по запросу».
Ко всему прочему половина автозаводов в России простаивает из-за прекращения отгрузки комплектующих.
Взлетели цены даже на автомобили Лада, поскольку иностранных запчастей в них слишком много. Можно наладить выпуск наших марок без автоматических коробок и с карбюратором вместо инжектора, но и это пока под вопросом, поскольку 67 процентов акций АвтоВАЗа принадлежать концерну "Рено-Ниссан". Они могут и просто запретить выпуск полностью. Надеяться на китайцев не стоит, вон Джили уже полностью остановила поставки. Ждут, когда осядет пыль и можно будет переписать ценники в условиях отсутствия конкуренции
Таким образом, автомобили теперь вряд ли подешевеют и вообще будут товаром дефицитным. Для нужд такси, очевидно, машин хватит, но арендодатели уже начинают поднимать аренду, покупка автомобиля специально для такси становится авантюрой на грани идиотизма и даже те машины, что уже у вас на руках – они тоже подорожали. Это нужно учитывать.
Переходим к материалам. Топливо пока подорожало копеек на 30, что с ним будет дальше – зависит от того, будут ли его покупать на внешнем рынке. Если санкции коснутся экспорта нефти, то упущенную прибыль возьмут с нас, то есть на внутреннем рынке топливо подорожает. Ждём развития событий. А вот масла уже подорожали почти вдвое, канистра самого дешевого взлетела с 600 рублей до 1300.
С запчастями ситуация хуже. Отгрузку приостановили как оптовики, так и производители. Лада деталь тормознула поставки с 25 марта даже по оплаченным и гарантийным заказам. Во-первых, образовался дефицит, а во-вторых, нужно переписать ценники. И тоже почти вдвое.
В общем, обслуживание и ремонт автомобиля подорожает минимум на 30 процентов, а скорее на все 50.
Теперь обсудим количество водителей. На сегодняшний день нас, таксистов, около 1.5 миллионов человек. Станет ли нас меньше? Сильно вряд ли. Во-первых, закрываются и уходят из России ряд иностранных компаний, сотрудники которых далеко не всегда квалифицированные айтишникики. Есть там персонал и попроще, часть из ставших безработными обязательно пойдут в такси, как самый простой способ получать деньги ежедневно и наличными.
Ряд предприятий, работавших на импортном сырье, останавливают свою работу. Многие иностранные фирмы, такие как H&M, и даже Кока-кола и Макдоналдс останавливают работу в России. Многие их сотрудники уже подрабатывали в такси вечерами, и просто перейдут на полную занятость. Ну и новых тоже добавится.
Кроме того, к нам десятками тысяч прибывают беженцы из ЛНР и ДНР.
22 февраля прибыли 100 тысяч, а до 4 марта ещё 166 тысяч. Около трети из них – дети, треть старики, остальные вполне могут пополнить ряды таксистов. Даже женщины.
И самое главное, что по мнению МАДИ, граждане этих новоиспеченных республик имеют полное право трудиться таксистами, наряду с гражданами республик Беларусь, Южная Осетия, Приндестровье, Казастан и Абхазия.
В общем, нас явно станет больше, а значит стоимость труда уменьшится и тут плавно переходим к последней части, про деньги.
В Россию таки решил зайти "Лифт". На официальном сайте есть информация о пробном запуске, который уже состоялся и размещена форма регистрации водителей.
Мы знаем, что агрегаторы конкурируют между собой именно за пассажира, поэтому я бы опасался очередного снижения стоимости поездок. Наверняка на первое время водителям будут какие-то компенсации, но как только пассажиры привыкнут к сказочно низким ценам и распределятся по своим любимым агрегаторам – плюшки для водителей уберут. Мы это уже проходили.
Некоторые водители требуют, чтобы Яндекс снизил комиссию или вовсе её отменил на фоне нынешней ситуации. Я абсолютно уверен, что этого не будет как минимум по трём причинам:
Последние несколько лет компания активно улучшала свои алгоритмы распределения машин и сокращала время подачи автомобиля для пассажира (ну и для водителя, разумеется), попутно потихоньку повышая комиссию для нас и тарифы для них, чтобы сделать свой бизнес рентабельным. Это привело к тому, что Яндекс обыграл на этом поле почти всех конкурентов – быстрее сейчас машину не подаёт ни один агрегатор.
Пассажиры привыкли к подаче машины за минуту-две, и 20 минут, как например, было в Диди – уже ждать не хотят.
Цена также важна для пассажира, особенно в кризисное время, поэтому Яндекс активно привлекает пассажиров рекламой и новыми фишками, тратя на их разработку и продвижение огромные средства. А где он эти огромные средства берёт? Напомню, что зарабатывает эти деньги Яндекс именно на комиссии с нас, водителей.
Да, зарабатывает на нас, и тратит их на привлечение пассажиров, такой вот замкнутый круг.
Отсюда, кстати, ноги растут у вот этого вот отчёта, где указана эффективная комиссия менее 10 процентов. Получается, что больше половины всей комиссии Яндекса - это затраты на пассажиров, доплаты водителям, бонусы и гарантии.
Перестанет привлекать пассажиров – нам некого будет возить, и никакая низкая комиссия не сможет компенсировать отсутствие заработка.
Ну и главное: Яндекс это не благотворительная организация, поэтому он БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА НАС, чтобы давать возможность зарабатывать нам. Я бы вообще приготовился к ПОВЫШЕНИЮ комиссии и СНИЖЕНИЮ гарантий.
Кстати, в Твери гарантию уже понизили, так что я в очередной раз оказываюсь прав.
Подводя итоги: Поездки будут дешеветь, кризис же в стране. Себестоимость пробега вырастет процентов так на 50-100. Недостатка в водителях не будет, наоборот – ожидается пополнение. Аренда автомобилей так же подорожает. То есть для сохранения текущего уровня заработка нам придётся просто вдвое больше работать. Арендные автомобили будут "ушатывать" до исчерпания ресурса и бросать, а те, кто работает на своих машинах, доработаю максимум до первой серьёзной поломки.
На этом у меня всё, не дайте своим семьям голодать, до встречи.